Уникальный речной остров Маджули на востоке Ассама

Итак, после посещения столицы штата Ассам поехал от неё на восток сей индийской губернии. До Сибсагара это 400 км.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Интересности Сибсагара.
  • Внезапная и большая помощь от индийца.
  • Маджули — крупнейший речной остров Индии.
  • Вайшнавские монастыри и монахи на острове Маджули.
  • Культура островитян на Маджули.

Интересности Сибсагара

* Сибсагар (Sibsagar=Sivasagar). Добрался уже ночью. Доспал в полицейской машине на улице, несмотря на то, что её охраняли (как бы присматривали). С утра в городке сём осмотр трёх храмов века 17, единый комплекс их, местный архитектурный стиль, достаточно отличающийся от «основного» Индийского (хотя, во многих штатах есть свой архитектурный стиль, в том числе, и храмов=мандиров).
К ю-з 3-4 км…
* Ранг Гар (Rang Ghar), это небольшое здание того же периода. В 1 км от него по другую сторону дороги. *Талатал Гар (Talatal Garh). Дворец того же 17 века, кажется.

Внезапная и большая помощь от индийца

Потом вскоре после осмотра дворца был остановлен мотоцикл, точнее даже, скутер. Тут в Индии такие часто бывают. Недорогой транспорт. Водитель сего скутера ехал совсем близко, на 500 метров. Но согласился доставить попавшегося ему туриста безвозмездно прямо к комплексу храмов (это в 3-4 км от Талатал Гар). Между 3 храмами там по 500 метров. Тот же очень добрый мужик (назовём его Сомеш Дека, ибо, так он и представился) показал там же в 500 метрах далее ещё один домик того же времени, мало кем посещаемый, поскольку не упоминается в путеводителях.

Потом угостил кофе. Ну а затем стало уже ясно, что у него можно переночевать, его дом прямо в том же городке Сибсагар. Вообще, не было планов возвращаться в город, ибо, потом обратно ехать, тем более, что время было лишь 11.00. Но появилась мысль, что он может помочь перевести «Дорожную Грамоту» (помогающую путнику безвозмездно проходить в музеи и прочие платные места) на язык хинди (главный и официальный язык Индии).

Тут в Индии это сделать оказалось посложнее, чем в Индонезии.Сомеш легко согласился помочь. Профессия его журналист, работает сразу на 3 издания. При себе Сомеш всегда имеет фотоаппарат (чтобы фотографировать) и телефон. При осмотре храмов он сам предложил свои услуги в запечатлении на память старых построек.

И вот, приехали мы в город, и сразу к делу. Переводить на хинди он озадачил человека, владеющего инглиш и хинди (а то тут в Индии мало народу знает хинди, окромя тех штатов, где он является родным для местных). В последствии наш новый друг Сомеш вознаградил того переводчика деньгами. А пока переводчик занимался грамотой, мы съездили в дом Сомеша, пообедали, потом съездили на 15 км от города посмотреть ещё 1 небольшой дворец Rang Garh (или Gargaon Palace), а он как раз по дороге к той самой ж/д станции, просто не был мной посещён по не знанию. Тоже оказался оригинальным.

Потом на обратном пути заехали в пару мест к его друзьям, в 1 месте это были учителя в школе, приняли так, как принимают в Индонезии почётных гостей. В другом месте была шайка журналистов, коллег Сомеша. Человек 5 в доме одного из них собрались. А поскольку, ваш собственный корреспондент тоже почти журналист, то была интернациональная компания журналистов.

Потом приехали в город, забрали перевод грамоты, Сомеш сам заплатил (20 рупий, кажется), поставил свою печать (не журналистскую, а некоей организации, ну да ничего). Потом был сон в его доме. Дома ещё человек 7 живёт, родители и родня. И ещё парень из бедной семьи в км 200 отсюда, которого Сомеш взял 6 лет назад, чтобы помочь в воспитании и обеспечении. Ну и парень помогает по хозяйству тоже. Сейчас парню тому 16 лет.

Сомеш из-за свалившегося на его голову русского шпиона поменял многие планы на день, как он сказал. Может, даже и потому (в т.ч.), что хотел не только помочь, но и написать статью о российском страннике в газету (а он так и сделал, и отправил по факсу текст в редакцию). Тоже шпион, значит)))
Утром он посадил в автобус до города Джорхат (Jorhat), заплатив из своего кармана, и ещё дал в дорогу 100 рупий (тогда это равнялось 200 российским рублям). И сказал после всего этого, что очень счастлив. Очень добрый человек.

На ю-з 57 км обратно в Джорхат (Jorhat)… И от него направился на север 15 км на причал, с коего отходят небольшие судёнышки, плывущие на остров Маджоули, а стоит он на великой реке Брахмапутра, берущей начало в китайском Тибете. А плыть целых 1,5 часа.

Маджули — крупнейший речной остров Индии

Остров Маджули (Majuli) — когда-то был самым большим островом в мире! И это не шутка. Только с небольшой оговоркой — самым большим островом на реке. В длину остров км 50, в ширину км 15. Принимает в зимние месяцы (которые тут считаются с конца октября по март) много птиц из других мест Азии, в т.ч., из России, Ирана. Хорошее зрелище для любителей наблюдать за птицами.

Остров образовался в средние века благодаря сильнейшему наводнению. И новоиспечённый рукав реки Брахмапутры отсеял кусок земли от основной суши. И таким образом, получился остров Маджоули (Маджули).
Считается, что когда-то он был крупнейшим речным островом на планете, однако, река снова вмешивается в территориальные процессы и подтачивает остров, потихоньку из-за эрозии уменьшающийся в размерах. И сейчас (на момент публикации статьи, 2021 год), по некоторым данным, остров считается вторым по размеру речным островом в мире.

Почти сразу же его заселили люди из окрестных территорий, и одними из первых сюда рванули вайшнавы, пожелавшие организовать тут свои духовные центры. И это у них хорошо получилось. В итоге главными достопримечательностями сейчас являются вайшнавские монастыри, называемые по-местному «Сатра». Окромя религиозного изначального предназначения, они ещё являются местами развития традиционных ассамских искусств и ремесел.

На острове 6 основных коренных народов с разными языками. В летние месяцы в дождливый сезон остров затопляет, и в т.ч., многие дома наполовину или чуток. В таких случаях жители плавают на лодках по острову (в сухой сезон они просто лежат кверху дном возле домов), а сейчас ездят на машинах, мото, или ходят пешком. Но в сезон дождей проблема, и им немного даже помогают от правительства.

Вайшнавские монастыри и монахи на острове Маджули

Маджули — это одно из немногих мест в Индии, где сохранилась почти в чистом виде религия Вайшнавизм (именно изначальный Вайшнавизм), по крайней мере, так утверждают местные источники (а может, даже и единственное место в таком роде, чтоб практически всё население придерживалось религии Вайшнавизм). Этой религии очень много лет веков, зародилась она в основной части Индии (далеко отсюда). Слово Вайшнавизм происходит от названия бога Вишну, одного из главнейших в системе индуизма.

Почти всё население (а всего живёт тут 120 тыс чел, кажется) исповедует эту религию. Тут 25 монастырей, 6 из которых главные и большие. В оных больших главных сатрах монахам (а им может стать лишь мужчина) не положено иметь жену, но в остальных второстепенных монастырях, вроде бы позволяется. Но те нестрогие монастыри маленькие. А в основных живёт от 30 до 500 монахов.

В других местах Индии такие вайшнавские монастыри тоже есть (особенно, около этого ближнего города Джорхат), но разброс большой. И чем дальше от Маджули, тем меньше их концентрация (повторюсь, что речь идёт о монастырях того ортодоксального типа, что в Маджули). В России вайшнавы тоже есть, но как мне кажется, большинство из них являются кришнаитами (а Кришна это одна из реинкарнаций Вишну).

По мнению местных, монахом лучше становиться с 4-5-7 лет. Позже сего возраста уже поздновато. По той причине, что с малых лет мальчик будет впитывать философию. И 99% всех монахов пришли в монастырь именно в этом возрасте. Хотя, их обычно приводят родители (хотя, конечно, далеко не каждого сына отдают в монахи. И так они потом живут в монастырях до смерти. Многие работают или учатся прямо на острове, а ночуют в монастыре. Надо же где-то брать деньги на своё существование.

Это вам не Таиланд, где буддистских монахов снабжает местное население всем необходимым и даже сверх того. Кстати, в окрестностях острова Маджули было некогда королевство Ахом, основанное выходцами из
северного Таиланда.
Они пришли сюда лет 500-1000 назад. Но языки тут на острове совсем не похожи на тайский. Хотя, ввиду долгого нахождения вдали друг от друга, языки обычно всё больше и больше расходятся.

Монахи на Маджули очень добрые. Им не положено курить, пить спиртное, и есть мясо обычно тоже запрещается (в некоторых храмах позволяется, в каждом устав немного различен). Не стригут волосы на голове в некоторых монастырях, а в некоторых стригут. Бриться же везде позволяется. Посетителям, как например, вашему корреспонденту, еду и воду подают не в руки, а ставят на пол. Монаху нельзя подавать воду и еду (а может, и другие вещи) простым смертным в руки.

Монахи во всех основных храмах делают мини-представления почти каждый вечер. Это как бы молитвенный ритуал. Особенно, вечером это похоже на представление. Но, вообще, 3 раза в день происходят молитвенные обряды.

Культура островитян на Маджули

Простые жители острова тоже ежедневно поют народные песни (причём, в основном, женщины). Это весьма интересно. Особенно, когда собираются в спец помещении (это храм, только общественный, а не монастырский). Одно такое женское собрание с песнопениями удалось застать. Сидело примерно 20 женщин в позе лотоса. И пели разные песни, прихлопывая в ладоши. Вечером, когда тусовался в монастыре, то слышал в соседнем селе другие песнопения. Прямо, как в некоторых местах в Индонезии (и в основном это христианские народы там этим занимаются). По стилю достаточно похоже.

Вайшнавы верят в богов Вишну и Кришна. Они для них равнозначны, и считаются просто разными реинкарнациями бога, а другие боги не признаются почти никак.
Посетил за период в 1,5 световых дня на острове два основных монастыря, в одном из коих даже спал. Это в обители Uttar Kamalabari Satra, сему монастырю 350 лет, он к северу от причала км 5. В этом же монастыре (первом из посещённых) и узнал основную инфу о религии островитян и их обычаях.

Когда пришёл в сей монастырь, сразу спросил про ночлег, хотя до темноты было 2 часа. Конечно, они не поверили, что турист нуждается в бесплатном крове (ибо у него должны же быть деньги на оплату отельчика!), но потом в итоге разрешили спать снаружи жилых помещений монастыря. Однако, уже перед самым сном они чуток переиграли и отвели в ихнюю маленькую гостиницу, и поселили бесплатно там. Вообще-то, они сдают номера там разным туристам за 70-100 рупий (1-1,5 $) за ночь. И, похоже, что во всех 6 основных монастырях есть такие мини-гостиницы на 10-15 чел.

От него с утра прошёл на север 4 км, затем к западу 1 км…
* Монастырь Гарамур (Garamur Satra).
Потом к западу км 10 (почти все их проехал на попутке), и к югу строго пешком км 8 до…

* Auniati Satra. Самый большой на острове монастырь. 500 монахов там. Есть мини-музейчик. Пообедал там же.
И после далее на ю-з км 6 пешком (из них 3 на авто) обратно до причала, совершив мини-круг по западной половине острова. По пути смотрел тех самых перелётных птиц. Многих из них ранее видел лишь в зоопарках, а некоторых вообще впервые увидал. Особенно красиво они летают. В зоопарках-то в клетках (какими бы большими они не были) особо не полетаешь.

Ну и затем уже переброска (а точнее, переплыв) обратно до Джорхат, попытка внедрения в соседний штат Нагаленд (куда не пустили-таки), и последующая заброска в другую соседнюю губернию Мегхалая, населённую преимущественно христианами монголоидной расы.

Другие истории и доклады об Индии хранятся в соответствующем разделе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *