Колката стала первым индийским городом для автора этих строк, припершегося покорять эту страну, равно как и последним после годичного гастролирования по Индии и Непалу. А заброска и эвакуация были из/в Бангкок.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Калькутта = Колката.
- Приколы Калькутты.
- Кришнаитские святыни к северу от Калькутты.
- Мусульманская Бенгалия и рэкет по-индийски.
- Западная часть штата Западная Бенгал.
Калькутта = Колката
Первый вариант до сих пор, наверно, является в мире более известным, хотя его официально примерно в 2005 году заменили на Колката (также как и ещё два крупнейших индийских мегаполиса — Бомбей на Мумбаи, Мадрас на Ченнаи). Калькутта это столица штата Западный Бенгал (ну а восточный Бенгал — это Бангладеш).
Индию автор этих строк начал с осмотра этого города, в коий прилетел из Таиланда, и в коем провёл 2 дня и 3 ночи в первый заезд и ещё через год пару дней перед вылетом обратно в Таиланд.
Калькутта достаточно интересный город, в нём есть очень хороший музей. Имеются ещё музеи, но в эту неделю были закрыты многие из них по причине праздника Дурга Пуджа (Durga Puja), в честь богини Дурга… Этот фестиваль празднуется по всему штату Западная Бенгалия. Весьма интересно проходит. Повсюду, в городах и сёлах стоят временные храмики из дерева. Установлены на неделю, с 6 по 10 октября. Ну и песнопения с молитвами и церемониями в них и подле них.
Спал первые 3 ночи в двух сикхских храмах, а по возвращению ночевал в церкви и последнюю в аэропорту, ибо в любом случае надо было бы быть там в 7.30 утра, а самолёт в 9.25. Хорошо поспал на полу на верхнем этаже, где спят даже всякие сотрудники порта.
В самом городе живёт 5 млн чел, а в городской агломерации аж 14 миллионов, что является третьим показателем среди индийских городов.
Вообще, в течение лет 200 до начала 20 века Калькутта была столицей всей английской колониальной Индии (вкупе с Бангладешем и Пакистаном). И возможно, по этому, по колониальной британской архитектуре Колката смотрится чуть поинтереснее всех остальных городов нынешней Индии. Тут много старого британского стиля зданий. Некоторые очень огромные и красивые… Правда, в жаркое время года столицу переносили в гималайские горы.
Приколы Калькутты
Это единственный город в Индии, где видел рикш, кои идут ногами (а не сидят и крутят педали) и везут пассажиров. Ибо, надо быстрее доставить богатого пассажира и получить гонорар. То есть, если почти везде (во всей остальной Индии, в Китае, Индонезии и в паре мест в Малайзии) они крутят педали на 3-колёсном аппарате, то в Калькутте бегут ногами по грязи, по асфальту и часто босиком.
Смотрится, будто сверху сидящий пассажир это погонщик лошадки (или быка). Но вместо лошадки человек. Но человек сей знает, что надо господину пассажиру, и его погонять не надо. Только лишь сказать, куда ехать. В городе этих рикш поболее, наверное, чем крутящих педали. Сказывается, наверно, что долгое время Калькутта была столицей, и тут очень сохранился дух контрастов между богатыми и бедными.
А кстати, в Индии везде (даже в посёлках и сёлах) есть ещё и авторикша, название ему ОТО. Тоже на трёх-колёсном драндулете, но обычно во время езды из выхлопной трубы выходит жуткий едкий дым. Этих ОТО, наверно, поболее, чем 3-колёсных, кои в некоторых местах даже не представлены.
Такси в Калькутте все где-то 1960-х годов выпуска. И их половина (а то и более) от числа всех машин.
Есть трамвай по городу!. Впервые увидел этот транспорт за последние 2 года и 3 месяца (в Ю-В Азии и Китае его не видел), да и троллейбусов не встречал. А тут трамвай тоже старинный, годов 60-х. Ездят довольно часто по определённым улицам… В других городах Индии (а тем более Непала) трамваи тоже не припомнятся, а значит, в течение более чем трёх лет вообще не видел трамваев.
Ещё в Калькутте (и только тут видел) при некоторых чайных и забегаловках висит дымящийся шнур, или нечто верёвки, медленно тлеющей. Но выглядит, словно Бикфордов Шнур. И любой прохожий может прикурить от него. И ведь, подходят и прикуривают.
Город отличен от прочих индийских ещё и тем, что многие краны (из коих подаётся вода для населения) на улицах элементарно не закрываются, у них нет вентиля. А вода льётся и льётся. Подают её утром и вечером в определённые часы, и народ (что не богатый) подбегает с вёдрами и запасается.
Но сколько же воды теряется, когда никто воду не набирает!. По идее, если поставить винтили на все краны, то это окупится через неделю-другую за счёт экономии воды и электроэнергии.
Кришнаитские святыни к северу от Калькутты
От Калькутты двигаем на север км 5…
*Миссия Рамакришны (Ramakrishna mission). Это известная благотворительная община, но не путать с кришнаитами, хотя монахи обоих орденов по одеянию и поведению похожи (да и причёски тоже). Это через реку от города Калькутта, и затем на север 5 км вдоль реки.
Далее на север км 85…
Кална (Kalna). Доехал по ж/д (и в Индии пришлось это часто делать), и от станции 2 км до группы храмов (штук 6), все в одной куче. Интересные, века 17-18, с терракотовыми рисунками и скульптурками.
Далее по ж/д км 30 до станции Navadvip, от коей ещё км 2 до ашрама Шри Чайтанья, был такой святой в 16 веке. И родился тут. Некоторые почитают его за реинкарнацию Кришны. И эти же почитатели соорудили в 1941 году тут ашрам (типа монастырь)… Последователи Шри Чайтаньи являются кришнаитами, но несколько другой деноминации, нежели те «нормальные» кришнаты, среди коих, правда, тоже есть разделения на ветви.
Отсюда 2 км до места, откуда есть паромчик на другой берег реки (немаленькой, кстати). Билеты продают перед входом, но как-то прошёл так, никто не понял ничего. А билеты проверяют на выходе уже на том берегу, тоже прошмыгнул. И пешком 2 км мимо множества храмиков и ашрамов (все они в честь Кришны или смешанно).
*ИСККОН (ISKCON). Эта аббревиатура с инглиш переводится примерно как центр Центр общества сознания Кришны, и оное кришнаитское сообщество является, пожалуй, самым известным на планете Земля за пределами Индии. А вот в самой Индии ИСККОН менее популярен, и последователи Кришны больше сосредоточены в других отделениях имени Кришны.
В общем, в этом местечке пробыл 4 часа, на ночь не остался, хотя, наверно, можно было бы попроситься к ним. В целом приятно и немного интересно (есть и музей в храме).
К востоку 20 км… *Krishnаnagar (Krishnаnagar). Городок тоже назван в честь Кришны, разумеется. Отсюда по ж/д на север 100 км… Муршидабад (Murshidabad), с этого места начинаются старинные постройки исламской архитектуры.
Мусульманская Бенгалия и рэкет по-индийски
*Муршидабад (Murshidabad). По приезду нашёл-таки место для сна на улице. С утра осмотр старинных всяких построек в ближайших окрестностях города. В основном, мусульманские строения 17-18 веков. Разброс между постройками в среднем 0,5-1 км.
Потом на пароме через реку (чтоб быстрее), там км 5 до *ZIMJANJ. От сего поселения по ж/д 120 км к северу…
*Гаур (Gaur). От сей ж/д станции (на которой и переночевал) 1 км по трассе до поворота на дорогу в сторону Бангладеш, где перед границей старые мечети. От поворота км 10 до древнего города Гаур. 6 мечетей (пара довольно интересных), руины дворца, и немного другого древнего добра 15-16 веков. Разброс примерно по 1 км от объекта до объекта.
Когда по пути ехал к сему месту на грузовике, то местные сельчане встречали все грузовики с палками, угрожая и замахиваясь. И периодически ударяли палками по грузовикам (а они ехали почти все вместе, дабы легче было бы как-то противостоять этим гопникам). Как сказал водитель, так местные требуют денег за проезд как бы по их территории.
Видимо, тут обитают в основном мусульмане (составляющие львиную долю населения в соседнем Бангладеше),
и не хотят, чтобы по их землям разъезжали индуистские грузовики. А дорога, меж тем, государственная, не частная, но порядки тут немного другие.
А вот легковые машины (на одной из них возвращался на трассу) не трогают, ну и туристов тоже. Это очень похоже на бандитизм на дорогах России в 1990-х годах (про которые я лишь наслышан, видеть не пришлось) и на наглые выходки курдских подростков в турецкой провинции Ширнак.
На север около 30 км (на пол-пути городок Malda)…
*Пандуа (Pandua). Ещё одно место со старыми мусульманскими строениями. Их 5-6 штук, тянутся по трёх-километровой дороге до Адина=Adina (где самая крутая мечеть из оных структур). Там местный парень (тоже муслим), узнав, что пришельцу требуется ночлег, пригласил к себе домой.
Западная часть штата Западная Бенгал
На обратной дороге от городка Силигури на юг штата Западная Бенгалия посетил ещё пару интересных объектов, находящихся уже ближе к западной части штата.
От ж/д станции Болпур (Bolpur) 3 км до Шантиникетан (Santiniketan, что с бенгальского переводится как «Обитель мира»), где много лет прожил известный поэт Рабиндранат Тагор (жил 1861-1941), а в Индии он был очень почитаемый, как при жизни, так и поныне им остаётся.
Прямо на ж/д станции (в 100 метрах от неё) есть мини-музей с вагоном класса люкс (и это в Индии, в начале 20 века!), которым пользовались разные великие люди. В т.ч., и сам Тагор.
Тагор организовал тут в Шантиникетан школу искусств (а он ещё был к тому же и художником). Есть музей. Хотя, это не особо всё интересно. Больше можно расценивать как паломничество. Много народу (более 99% из которых, естественно, индийцы) посещает место. Университет (или школа искусств) тут функционирует по сей день. Есть и иностранцы среди студентов, вроде бы.
120 км на ю-з…
*Вишнупур (Bishnupur). По приезду сюда поспал на крыльце не охраняемого гос. учреждения. А с утра обзорная экскурсия по городу и больше по окрестностям. Тут штук 16 индуистских храмов (те, что стоит смотреть) 16-17 веков. Известны храмы прежде всего тем, что внешне они терракотовые. То бишь, на храмах трёх-мерные изображения сделаны из глины, а не из камня выдолблены. Изображения почти не повторяются и их очень много.
Храмы в большинстве похожи по стилю. 2 группы храмов по 5 штук, и ещё храмов 6 разбросаны в 1-2 км меж собой. Несмотря на то, что почти все храмы ныне не работают по своему прямому назначению (а оно было изначально как служение богам, а не осмотр туристами), только в 3-4 из них просят купить билет (он единый на все храмы). Но необычного гостя из далёкой России пропускали-таки.
Далее отправляемся на на 60 км к северу (а точнее, к с-з) в город Дарджилинг, коий тоже числится в составе губернии Западный Бенгал, но имеет совсем другие характеристики по многим пунктам.
Остальные материалы по Индии и Непалу можно найти по этой ссылке.