Это ещё один выпуск, где фотографии являются главным информационным элементом, а комментарии/описания к ним лишь дополнением. А первая такая фото-главенствующая статья называется «Туалеты разных времён и народов».
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Дагестан.
- Северный (Российский) Кавказ.
- Грузия.
- Армения.
Необычные кладбища и могилы в Дагестане
Намогильные камни/плиты с каменными «шапками» и с деревяшками, служащими подпорками для шапок. Это на кладбище в селе Гунух Чародинского района Дагестана.
Могильные плиты на кладбище в селе Тидиб Шамильского района Дагестана. С одной стороны, на плитах надписи на арабском языке (а значит, фразы связаны с исламом), а с другой стороны, на каждой из плит рельефные красные звёзды, это значит погибшие или воевавшие на ВОВ. Такого сочетания (да ещё и несколько плит) мне не приходилось видеть.
Могилы с крышами в селе Карата (райцентре Ахвахского района, это чуть южнее Ботлиха в северо-западном Дагестане, где меня несколько раз — от 30 минут до 3 часов — проверяли полицейские и ФСБ-шники в разных селениях, но то было в 2011 году, когда обстановка ещё была не очень спокойная).
Одна из интересных намогильных плит на кладбище в даргинском селе Урари (Дагестан). Не только сама плита испещрена красивыми узорами (среди коих, наверно, ещё и замаскировались фразы из священного Корана), но и «шапка». Это почти уникально.
Надгробья в лакском ауле Камахал в Дагестане. Выполнены в виде кинжала и что-то типа ножа (слева). Ну и надписи на них на арабском языке.
Надгробья с тазиками на «голове» на кладбище в селе Куппа Левашинского района Дагестана. В Куппа ещё есть интересный историко-палеонтологический музей.
На том же кладбище в селе Куппа.
Уникальные ряды скамеек на кладбище в Кудиябросо в Ахвахском районе Дагестана. Для католическом или баптистской церквей это было бы вполне нормально, но вот на мусульманском кладбище смотрится просто вызывающе. Ну в смысле, удивлённые эмоции мои это вызвало, а так, насколько знаю, по исламу скамейки на кладбище иметь не запрещено.
На кладбище в старинном Тинди есть и Г-образные надгробья (как то чёрное, что левее середины кадра), и с камнями/камушками на макушке (правее середины кадра).
Захоронения северного Кавказа
Дорога в село Дагбаш Шамильского района идёт мимо этого памятника (в очень необычном образе для Дагестана) погибшему человеку. Немного похоже на избушку в русском виде.
«Даргавский городок мёртвых» близ села Даргавс в Северной Осетии. Это самый большой «город мёртвых» на Кавказе. Хотя, подобной формы склепы имеются и в других местах Осетии и северного Кавказа. А в Грузии склепы чуть по-другому выглядят, но тоже похоже.
Строились такие склепы в тех случаях, когда в деревню приходила чума, и заболевшие уходили в склепы заживо умирать, чтобы не заражать чумой остальных. Также, по одной из версий, в эту «камеру» уходил только заболевший, а по другой — вся его семья (поскольку все они соприкасались с ним, и имели большие шансы заразиться).
В большинство склепов (не только в Даргавсе, но и во многих других подобных «мавзолеях») можно заглянуть в окошко, где обычно видны человеческие кости.
Старинные надгробные столбы (или что?) близ села Стур Дигора в Дигорском ущелье на западе Северной Осетии.
Необычные надгробия и могилы в Грузии
Это памятник погибшим на этой дороге людям. Видимо, их было два человека, поскольку мы видим два отдельных портрета, каждый вставлен в окно «автомобиля», сложенного из камней. Это находится в отдалённом от городов месте, на дороге в глухие горные сёла провинции Рача-Лечхуми.
Могилы с надгробными крышами (видимо, от дождя) на территории часовни. Это в Верхней Сванетии, где почти подле каждой часовни есть кладбище, порой крохотное из нескольких могил.
Памятник погибшим тут на дороге людям (видимо, их было три человека, поскольку изображены трое). Стоят свечи, подсвечники, но самое интересное тут — электрическая розетка!!! Она слева от памятника. И это на проезжей дороге!!! Дело происходит всё в той же Верхней Сванетии.
Это надгробье выполнено в виде силуэта человека и уже очень заросло, хотя, видимо это место периодически облагораживают. Это опять в Верхней Сванетиино на сей раз в православном монастыре (кстати, вот отдельный доклад о жителях христианских монастырей и их традициях).
Надгробный памятник одному сванетскому альпинисту (не Михаилу Хергини, более известного, но у коего могила намного проще) в райцентре Местиа (столица Сванетии).
Смотрится как автобусная остановка. Однако, это тот же памятный комплекс (погибшим тут на дороге людям), изображённый изнутри на предыдущем кадре. И подле «остановки» стоит «скворечник» (или как его назвать?) на палке с крестиком на вершине, а внутри, видимо, тоже свечи ставятся.
Могильник Самтавро (в городке Мцхета в Грузии). Это погребения до н.э… Похоже на маленькие дольмены. Самый большой могильник (собрание могил) в Грузии, вроде так говорят источники. В 2011 году на входе стояла касса, в которой надо было брать билет, а в 2017 никаких билетёров уже не было.
Уникальные могилы и надгробия в Армении
Езидские могилы/гробницы на кладбище в Армянской провинции Арагацотн.
Тут в Лермонтово и соседнем селении Фиолетово живут молокане, переселённые сюда по воле царской власти в наказание, поскольку молокане не были православными, а были как баптисты (признавая Библию и Иисуса, но не признавая икон).
Информация на молоконаском надгробии в Лермонтово.
Т.И.Е.- это аббревиатура инициалов ФИО (на нижеследующей фотографии). Молокане стараются придерживаться мысли, что всё происходит по воле Божьей, и человек — это раб Божий… И после смерти он переселится «на вечную жизнь». То есть, он никогда не умрёт. Умрёт только тело.
А догадаетесь ли, где тут могильные плиты? Правильно, на полу этой древней церкви в каньоне Дебед (армянской провинции Лори). Оная церковь входит в состав монастыря Санаин, на пару с соседним монастырём Ахпат включённым во всемирный список наследия ЮНЕСКО.
Древний (несколько вековой давности) надгробный камень с рельефными рисунками на фоне развалин монастыря в мини-селе Аратес близ долины Егегис (в провинции Вайоц Дзор на юго-востоке Армении).
Хачкары — это такие плиты с крестами и многочисленными узорами. В таком узорчато-крестовом виде плиты имеются только в Армении (одна из её визитных карточек). Слово «хачкар» состоит из двух слов: «Хач» — крест, и «Кар» — камень.
Это был выпуск из рубрики «Общее по странам и бродяжничествам по ним».