Это одна из статей рубрики «Южный Кавказ (ЗаКавказье)».
Предыдущий выпуск был посвящён центральной части провинции Лори — интересным местам каньона реки Дебед (к югу от Алаверди), а также райцентру Степанаван и его окрестностям.
Также недалеко к западу расположена провинция Ширак со столицей Гюмри.
В оной статье речь пойдёт о южной части провинции Лори.
-
Содержание:
- Город Спитак (центр мощного землетрясения в 1988 году).
- Ванадзор (столица провинции Лори).
- Молокане в селе Лермонтово и вообще в Армении.
- Молоканское кладбище.
- Некоторые цитаты о молоканах.
- Молокане в Ереване.
Спитак
(Spitak). Городок, известный тем, что в 1988 году тут был эпицентр очень мощного землетрясения. Почти все городские здания (и всё, что выше 2-этажных домов) были разрушены. Частные одноэтажные дома также частично пострадали… Соседние города (Ванадзор и Гюмри) пострадали меньше, но тоже досталось.
Практически сразу после этого бедствия началось строительство новых домов для жителей, и в течение двух лет город был отстроен заново силами СССР, а также помогла и армянская диаспора за рубежом. В центре города есть большой интересный монумент в честь землетрясения (причём, монумент является частью работающих в нём магазинов).
По поводу ночлега было обращение в главную церковь города, и сотрудник церкви взял к себе домой. Кстати, у автора этих строк есть три отдельных статьи на тему бесплатного ночлега в монастырях и церквях (ссылка выводит на первую статью из этого религиозного сериала).
Также к югу от Спитака имеется село Ря Таза с двумя весьма необычными кладбищами, а ещё южнее вдоль реки Касах дислоцируются другие достопримечательности восточной части марза Арагацотн.
Но мы направляемся от Спитака на восток 21 км…
Ванадзор
(Vanadzor). Столица провинции Лори. Третий по населению город в Армении (ныне там 90 тыс чел). Высота над уровнем моря — 1425 метров… Официально основан город в 1828 году и назывался тогда Караклис (или Каракилисе, что в переводе с турецкого «Kara kilise» означает «чёрная церковь»). Потом город переименовали в Кировакан (и назывался он так в 1935-93 годах).
Из интересных вещей в Ванадзоре имеется мини-музей и картинная галерея. А также много советского периода домов (особенно 4- и 5-этажек, в квартиру одного из коих пригласил на ночлег местный парень, за что ему спасибо)… Многие из таких домов имеют не очень привлекательный внешний вид (наверно, благодаря землетрясению, ну и общей небогатости страны), а некоторые вообще вот-вот будут покинуты жильцами. Но им, видимо, некуда переселяться, вот и живут.
От Ванадзора к ю-в 13 км (по дороге на Дилижан и озеро Севан)…
Лермонтово и молокане
(Lermontovo) — такое вот село с русским названием. Дело в том, что тут (как и в селе Фиолетово, что в 8-9 км к ю-в) живут русские, потомки переселенцев, коих царские власти насильно переселили в начале 19 века.
Это молокане. Они христиане, но только не православные (в привычном большинству понимании сего слова), а евангелисты, баптисты и другие приверженцы подобных христианских течений/верований. То бишь, такие христиане, кои не признают икон, попов и все сопутствующие им товары.
Молокане просто молятся Богу, то бишь Иисусу Христу (не будем тут о том, что или кто является Богом). И причём, молятся очень даже регулярно. На мой взгляд, это один из самых строгих христианских народов в мире. Возможно, из виденных мною христианских народов — самый строгий (в смысле, строго придерживающийся постулатов их веры).
Правда, народом их назвать можно с натяжкой, ибо они всё же русские и были сюда переселены (а также в соседние Грузию и Азербайджан) с разных губерний России в начале 19 века.
Мужики в селе Лермонтово обычно носят длинные бороды (даже юноши и молодые люди уже отращивают волосы на лице)… А те, которые не носят бород (хотя, таких молокан там меньшинство, как показалось), значит есть вероятность, что они не строгие христиане — не молятся, пьют алкоголь… А для молокан потребление алкоголя — почти такой же страшный грех, как и для мусульман.
Женщины-молокане также почти все ходят в платках на голове. Да и девочки тоже.
Молокане стараются помочь человеку (например, путешественнику), как могут. Однако, за последние годы эти 2 села (Лермонтово и Фиолетово) посетило много любопытных (и тоже таких вот путников, как автор оных строк), желающих поглазеть на «странных» людей.. Молокане немного подустали уже от такого внимания, хотя и НЕ каждый день сюда заезжают любопытные, но порой бывают даже большие экскурсионные автобусы.
Как рассказали мне молокане в Лермонтово, в их село не раз приезжали и журналисты, которых даже приглашали в дом на чай… Однако, потом в интернете они писали про молокан не совсем то, что есть на самом деле. Порой даже так описывали молокан, что они диковато живут, почти в 19 веке.
И после таких случаев гостеприимность молокан стала поменьше. Это было заметно при общении с молоканами в центре села. Они не горели желанием приглашать в дом, просто общались на обычном российском уровне (то есть, несколько прохладнее, чем в целом на Кавказе), хотя и абсолютно без злобы.
Поскольку в центре села Лермонтово народ не горел особым желанием не только приютить путника на ночь, но даже и на чай не звали, то в поисках ночлега решено было пойти в сторону окраины села… Там было попроще, но тоже не так, как ожидалось перед приездом. Чувствуется, если бы было меньше туристов и журналистов (посещающих молокан и глазеющих на них), то они были бы более дружелюбны и гостеприимны.
В одном доме близ окраины решили помочь и проводили в пустующий дом их родственников, которые приезжают лишь эпизодически. На следующей фотографии внутренности этого дома:
В некоторых домах молокан не имеются телевизоры по идеологическим причинам — ибо в современном телевещании слишком много ненужной ерунды… На самом деле, многие современные технологии молокане стараются использовать по возможности. Особенно, сельхоз технику. Они славятся как превосходные трактористы и экскаваторщики (даже в Ереване, где молокан живёт около тысячи человек.
Многие армяне это подтверждали, что молоканин-экскаваторщик — это большой мастер своего дела. И что в Ереване если вы видите работающий экскаватор, то скорее всего (или шансы около 50/50), на нём работает молоканин. И вообще, молокане тут считаются очень работящими.
Богатые армяне также предпочитают брать на работу в качестве домохозяек именно женщин-молоканок. Ибо, все знают, что они очень чистоплотны, и точно не украдут… Об этом также поведали армяне. В общем, очень уважают молокан тут. Многие молокане в Ереване даже знают армянский язык, особенно, молодые. В сёлах знают меньше.
В сёлах Лермонтово и Фиолетово с каждым годом становится всё больше поселяющихся там армян, часто просто покупающих дома тех молокан, что уехали жить в Россию… Особенно много молокан уехало в 90-е годы в трудные времена разрухи. Потом волна уезжающих была поменьше. Сейчас уже мало кто уезжает… А те, кто уехал, иногда навещают эти родные края.
Молоканское кладбище
Сразу по приезду в это селo Лермонтово было посещено молоканское кладбище (оно наверх от трассы, разделяющей село и кладбище), которое имеет надмогильные памятные плиты стеллы, не совсем обычные… Ну не надмогильными плитами же их назвать!.. Ибо, сделаны они из жестянки и дерева, а стоят на деревянных палках. Я даже не вспомню, где ранее мне воочию встречалось деревянные стойки для надгробных плит (наверно, раньше назывались досками?). Возможно, и не видел таковых.
Надписи на предыдущем снимке гласят:
Г. А. И. (это инициалы умершего человека)
Здесь покоится тело рабы Божьей Горчаковой Александры Ивановны. Прожила на сем свете 59 лет. Умерла по воле Божьей 24.09.2003… А с вами братья и сёстры. Аминь!Здесь покоится прах рабы Божьей Тананаевой Александры Петровны, прожившей на сем веке 91 г. Умерла по воле Божьей 9 мая 1995 г… И переселилась на оный век. А с вами братья и сёстры. Аминь!
Некоторые цитаты о молоканах
Пара цитат из википедии:
Молока́не — разновидность духовного христианства, а также особая этнографическая группа русских. В Российской империи были отнесены к «особенно вредным ересям» и преследовались вплоть до указов Александра I, относящихся к 1803 году, которые дали молоканам и духоборам некоторую свободу.Молокане представляют собой не единую церковь, а скорее религиозное движение с единым корнем, но с большими различиями во взглядах, песнопениях, учении, соблюдаемых праздниках.
Среди таких направлений в молоканстве заметно выделяются «мокрые молокане» (практикующие водное крещение), молокане-прыгуны, молокане-субботники (соблюдающие субботу), дух-и-жизники (полагающие книгу «Дух и жизнь» в престоле, считая её третьей частью Библии) и другие.
(это была цитата из википедии)
Вот ниже ещё некоторые особо характерные цитаты о молоканах (взято из этого источника):
В Армении резко сократилась численность духовных христиан — молокан. В начале 1990-х годов в Армении проживало порядка 51 тыс. русских, из которых половина — молоканского вероисповедания. По данным Национальной статистической службы Армении на сегодня в стране Армения проживает всего 2872 русских молоканского вероисповедания (информация от апреля 2017 года).
Наблюдаются перемены и в традиционной занятости молокан. Если раньше молокане производили знаменитые в Армении квашеную «молоканскую капусту», моченые яблоки, бочковые огурцы, то теперь они сбывают скупщикам просто капусту, картошку, свеклу. Не сдают они и молоко в приемные пункты, предпочитая сбыть его на рынке по более выгодной цене, чем предлагают молокозаводы.
В молоканских селах дети учатся в школе на русском языке по российской образовательной программе и учебникам. Для них предусмотрен и урок армянского языка. Помимо обрядовых собраний, при решении каких-то вопросов община во главе с пресвитером созывает собрания, на которых присутствует и председатель села.
Во время этих собраний могут быть поставлены вопросы оказания социальной помощи той или иной семье. Молокане продолжают жить в закрытом обществе, отказываясь пользоваться социальными льготами, предусмотренными государством.Несмотря на их рассредоточение среди основного населения, у молокан практически отсутствуют смешанные браки. Их дети учатся в русских школах или классах. При этом все владеют беглым армянским.
Село Фиолетово я решил не посещать (в силу усталости молокан от понаехавших туристов и нежелания им более докучать)… Хотя, думается, что ежели вы хотите окунуться в атмосферу молоканского быта, традиций и верований, то можно попробовать найти вариант пожить у них и поработать волонтёром (выполняя какую-то несложную работу несколько часов в день, а они дадут еду и кров)… И вероятно, можно найти таких молокан, пожелавших бы вас взять в качестве волонтёров.
Однако, предполагаю, что вряд ли они возьмут курящего или пьющего человека. И не факт, что возьмут человека, не исповедующего христианство.
Молокане в Ереване
Также, примерно через неделю после этого довелось побывать в Ереване (куда я заезжал три раза за 3 месяца). И поскольку место ночлега у меня там было не известно (предыдущие два заезда в столицу Армении я останавливался в «Доме для всех», но к моему третьему приезду он закрылся, как и планировалось), то я решил попробовать обратиться к молоканам… В Ереване молокане живут обычно в одном районе (название района даже не стал запоминать, простите, меня грешного, пожалуйста).
Меня как раз подвозившие люди (армяне) на своей машине завезли к молоканам, и даже сами начали за меня ходатайствовать… Глава дома дал мне место на его стройке (он расширял свой дом), дал матрас, чай и угостил едой. Ещё раз всем им большое спасибо!
Также есть статья о молоканах в Азербайджане (село Ивановка).
Если от Лермонтово и Фиолетово двинуть на восток, то через 16 км (от Фиолетово) будет городок Дилижан, который относится к провинции Тавуш (так называемая «армянская Швейцария»), на статью о которых можно перейти по указанной ссылке.
Спитакское землетрясение помню, в свое время оно потрясло всю страну. Дом в Ванадзор — жесть, такие в фильме ужасов показывать. Про молокан не знала таких подробностей, очень любопытно. Удивительно, что они сохранили свои традиции в наше бурное время.
Ну всё-таки, не все из молокан сохранили традиции, а большинство из них. А может быть, около половины. Например, если какие-то мужики-молокане не носят бороду — это признак НЕстрогого соблюдения их традиций. Поговаривают даже и о таких, что выпивают алкоголь (что почти такой же грех, как и в исламе).
Заинтересовало, а как спали в традиционном мешке? Может быть он предназначался только для младенцев или взрослые тоже спали в мешках?
Насколько знаю, эти мешки не для того, чтобы в них спать, а чтобы складировать туда спальные принадлежности, а перед сном доставать их и стелить на кровать. А утром опять засовывать в мешок.
А мы нынче в шифонеры и шкафы засовываем)))
К молоканам очень хочется, хотя конечно это всегда непросто — сохранить баланс между собственным любопытством и уважением к чужой культуре.
Про баланс это очень хорошо подмечено!
Может, тему в какой-нибудь travel-журнал отправить?
Хорошая идея! Спасибо! Надо будет покумекать над этим)))
Меня вот тоже мешок впечатлил) Интересный рассказ, спасибо!
Спасибо за познавательную статью о таком интересном месте!
Дом в Лермонтово очень понравился. Такой уютный, сразу вспомнились все ассоциации с Арменией: дом,уют,большая семья. А советская хрущевка и правда как из фильмов ужасов
Но ужасы (причём, любые) на то и даны, что в сравнении с ними можно побалдеть от красоты какого-то другого объекта.
Без этого контраста жизнь будет не очень интересной.
Интересно, про Молокан никогда раньше не слышал.
Но какая-же разруха на фото…
В 2019 году типографией г. Тамбова издана написанная участником ликвидации последствий катастрофического землетрясения В.С.Леоновым книга «КОМАНДИРОВКА В РУИНЫ СПИТАКА». В этой книге изложено повествование о страшных трагических событиях Армянского (Спитакского) землетрясения в декабре 1988 года, с помещенными фотографиями и иллюстрациями, о героической роли спасателей и о самоотверженности сотен тысяч ликвидаторов последствий катастрофы, о важной роли в зоне катастрофы командированных со всей Советской страны сотрудников милиции по пресечению случаев мародёрства и грабежей, аналитические данные о версиях причин землетрясения, о некоторых реалиях последующего времени связанных с событиями того землетрясения.
Книга написана автором с позиций непосредственного личного участия в тот период в ликвидации тех страшных разрушительных последствий непосредственно в самом Спитаке…
ПО ВСЕМ ВОПРОСАМ МОЖНО ОБРАЩАТЬСЯ К АВТОРУ КНИГИ В.С.ЛЕОНОВУ.