В прошлой серии я рассказал о рутульцах и о некоторых центральных сёлах Рутульского района (и в том числе, пожалуй, о самом интересном селе района — о Шиназе). Теперь о местах, которые расположены дальше и выше Шиназа, ну и про финал всего этого — переход через горы в другой район.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Пастушеские аулы Уна и Кулабад.
- Опасный и неудачный подъём на хребет.
- Ночёвка в интересной кошаре из камней и плит.
- Удачный переход из Рутульского в Агульский район.
- Другие выходы из Рутульского района на север.
Пастушеские аулы Уна и Кулабад
Поселение Уна (или пастушеский хутор, где около шести семей живёт лишь с мая по сентябрь) расположено от Шиназа на север в 7 км, а ехать/идти там по плохой грунтовой дороге вдоль реки Шиназчай мимо нескольких коровьих ферм. За 300 метров до Уна дорога заканчивается, и надо перейти ещё по пешеходному железному мосту, строительство которого проспонсировал один обеспеченный уроженец сего аула, но живший тут только в детстве и юности.
Для такой горной и пастушеской местности мост весьма солиден, и как мне сказали в Уна, изначально планировали построить даже автомобильный мост, привезли материалы, сложили их у реки, но пока те отдыхали и ждали строителей (ну видимо, минимум дней несколько), около половины украли. Хотя, не знаю, не очень верится в эту легенду, поскольку тут все про всех знают, и про каждый шорох, и своровавший столько материалов понимал, что очень рискует.
В Уна есть чуток старых развалин и более современных построек, они немного интересные, но далеко не фантастические, хотя пейзажи посимпатичнее тех, что в Шиназе (всё-таки, Уна находится в ущелье). Но наиболее хорошие виды открываются с скалистого холмика на окраине Уна, на коем тоже пара развалин… Сюда даже порой (может, раз в неделю) отдельные туристы приезжают-приходят поглазеть, и не только на развалины в Уна, но и по окрестным холмам пошляться.
Завершив осмотр Уна и попив чай с одним из постояльцев я быстренько (дабы поспеть до полного темна) попёрся дальше в следующий пастушеский хутор Кулабад, это на север ещё 3 км (по факту топать час, поскольку местность пересечённая). В Кулабад обнаружил ещё несколько пастушеских семей, ютящихся в каменных хижинах, в одной из коих со мной обошлись весьма гостеприимно.
Пастухи тут (как и в Уна) держат почти только коров, и регулярно их доят, зарабатывая на производстве сыра и масла. Некоторые семьи живут с детьми. Также я как-то состряпал материал про свой богатый опыт общения с пастухами-чабанами и ночёвками у них.
Скорее всего, дальше по ущелью реки Шиназчай имеются ещё и чабаны с овцами. Наверно, их можно назвать чабанами по праву, а вот смотрящих за коровами (особенно, если пастух только выгоняет их на поле, а вечером копытные сами возвращаются) хочется больше наименовать пастухами.
Опасный и неудачный подъём на хребет
Сранья я двинул из Кулабад на восток на хребет, разделяющий Рутульский район от Агульского и Курахского. И шёл по перпендикулярному малому хребту к востоку. Направлялся я к вершине высотой 3582 м, она тут: 41.70277 47.44779
В итоге не получилось этого сделать. Оставалось до цели совсем чуток (метров 500 по прямой и 200 по высоте), но тот последний участок оказался с очень скалистыми препятствиями. Возможно, без рюкзака я бы смог это преодолеть, и не столько 10-килограммовый вес мешал, сколько сам объём рюкзака мешал на скальных поворотах, которые имелись при подъёме. А с рюкзаком развернуться там места нет, ибо он цеплялся бы за скалу и выступающие из неё камни… В наличии спец досье про подвохи, которые могут подстерегать покорителей высоких вершин.
В итоге пришлось спуститься на высоту примерно метров 2850 в кошару (чабанский микро-домик), которую я заметил сверху. Также сверху я заметил более удобный подъём в другом месте хребта (это к юго-востоку от прежней цели), и решил на следующий день попробовать осуществить ещё один трюк по переходу в Агульский район (впрочем, я был на 99% уверен, что там это сделать можно).
Ночёвка в интересной кошаре из камней и плит
Кошара оказалась пустой (но судя по достаточно чистой посуде, изредка в неё кто-то наведывается). Вокруг на лугах паслись быки, около сотни, наверно… Быков (именно самцов) обычно никто из пастухов не смотрит, их выгоняют в горы в мае-июне, и загоняют обратно в сентябре (хотя, раз в неделю-две их может кто-то проведать, посчитать). Быки сами по себе тусуются, и волки им не страшны, ибо быки в случае нападения становятся кругом, и их невозможно взять. С медведем чуть сложнее, но насколько знаю, он почти никогда не рискует напасть на группу быков.
Кошара оказалась интересно сложенной — стены из камней, а потолок/крыша из плит. А в центре сей хижины столб из округлённых камней, и на него сверху тоже опираются потолочные плиты. В общем, подобного рода кошару я впервые увидел тут, если не ошибаюсь.
Однако, такого типа каменно-плиточные строения я начал встречать ещё в Шиназе (но там это были не кошары), и впоследствии видел их уже много раз в нескольких районах, но в основном не очень далёких от Шиназа — Агульском, Чародинском и обоих Лакских районах, и больше нигде не припомню. Похоже, это одна из обобщающих черт (и даже изюминок) этих районов, стоящих плотно друг к другу.
Удачный переход из Рутульского в Агульский район
Переночевав в кошаре под охраной стада быков, пошёл на другой участок нужного мне хребта. Вначале спустился до высоты 2650 к речке (на картах имеет имя Сарганец и она стекает в реку Шиназчай ровно посередине между Уна и Кулабад), и потом по ней двинул наверх.
Если вдруг вы захотите повторить сей трюк, то после прохода какой-то дистанции по речке, примерно в этом месте: 41.68582 47.44707 (или через метров 100-200 топания по речке) нужно поворачивать налево, и подниматься по крутому склону (местами уклон 60 градусов, но цепляясь за траву, думаю, осилите).
Через минут 20 горный склон становится менее крутым, а местами даже очень удобным для подъёма. И там даже еле видна когда-то натоптанная тропа, но нынче она уже мало кем используется (наверно, в советское время это было намного чаще)… В итоге, я вышел на перевал Кураб (согласно картам, его высота 3372 метра) и находится он вот тут: 41.68937 47.46630
Осмотревшись на перевале по сторонам и недолго думая, я решил идти к югу на приглянувшуюся мне вершину, имя коей не было на картах написано, рост у неё 3690 (или 3685 метров), а координаты её вот: 41.67493 47.46291
Примерно за час-1,5 я достиг сего пика, коий оказался скорее мини-плато, чем острая вершина.
Запечатлев пейзажи на свои цифровые носители, двинул вниз… В направлении аула Бедюк надо было шагать в северо-восточном направлении, я начал спускаться засветло, шёл по малому хребту (там даже чёткая тропа есть) в направлении ровно на Бедюк на с-в-в и спустился уже почти в темноте к речке, но это ещё был Курахский район. И для достижения Бедюк мне оставалось подняться на холм, с коего уже подойти к первому селу в Агульском районе.
Кстати, ещё два серьёзных высоких около-Рутульских перехода через хребет я совершил при попадании из Тляратинского района в Рутульский (от села Камилух до Кусур) и ещё из Ахтынского района (из села Хнов) в Рутульский (в сам Рутул), и там заодно ещё было взятие пика Деавгай (коий пока дорос до 4016 метров и является самой высокой вершиной в Рутульском районе).
Другие выходы из Рутульского района на север
Также есть другой пеший переход из ущелья реки Шиназчай в Агульский район. Это если идти от Кулабад на север до самых верховьев реки Шиназчай, и оттуда забираться на хребет около вершины Курапдаг (её рост 3724), после коего спускаться в старинный аул Чираг. Как мне сказали пастухи, некоторые туристы таким путём ходят, но видимо, очень редко — около раза в месяц. Погран-пропуск для сего перехода не нужен, ибо это далековато от погранзоны.
Ну и упомяну ещё один переход из Рутульского района в Курахский (из коего уже легко попасть дальше в Агульский уезд). Эта тропа идёт из крохотного села Иче (оно на высоте 2250, это в Рутульском районе) в село Гельхен (Курахского района), и проходит она через перевал высотой 3180, находящийся тут: 41.61852 47.53979
Там чуть ниже перевала ещё будет озеро диаметром метров 100 (уже на Курахской стороне).
Ну а так, наверно, можно попробовать перейти из Рутульского района на север и через прочие перевалы, но там, наверно, не только не будет тропы, но и переход может быть опасным, как это вышло в моей первой (неудачной) попытке перейти в Агульский район.
Особенно трудным мне представляется любой путь из ущелья реки Кара Самур в сторону обоих Лакских районов, ибо там очень длинный маршрут без сёл, и скорее всего, вообще без троп. Я отчасти видел тот горный участок с вершины Пабаку, высота коей 3997 метров (то бишь, почти 4000) и находится она в Лакском районе.
Ну и наконец, видеоролик, снятый с той самой вершины 3685 метров:
Ну а дальше нас ждёт рассказ про интересные сёла Бедюк и Рича (в последнем есть очень интересная древняя мечеть с деревянными чудо-столбами).
Ну а прочие доклады про Дагестан надёжно хранятся в сборнике про Северный Кавказ.