В сей район в 2022 году я припёрся совсем не с востока и снизу (откуда приезжают сюда практически все местные жители, их гости и туристы), а с запада, с более высокого Рутульского района. Ну и выходил из Ахтынского района дважды — сначала в Докузпаринский район (где сходил на красивую и для некоторых мусульман священную гору Шалбуздаг, посещаемую множеством паломников), а по возвращении оттуда перешёл через горный хребет и четырёх-тысячник Деавгай, снова оказавшись среди рутульцев.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Культурно-музейные нюансы столицы Лезгистана.
- Старинные мосты и квартал в Ахты.
- Горящий термальный источник в Хкем.
- Зрыхский водопад.
Культурно-музейные нюансы столицы Лезгистана
Ахты (по-лезгински зовётся Ахцагь) — это не только административный центр района, но наверно, это ещё и столица всего Лезгистана в Дагестане (то бишь, той территории в Дагестане, где почти все жители это лезгины), ибо в 2022 году в Ахтах (не знаю точно, можно ли так склонять имя райцентра) проживало 15 тысяч человек, и таким образом, Ахты является самым большим посёлком не только на Кавказе, но видимо, и в России.
В Ахты имеется очень хороший краеведческий музей. Среди музеев всех райцентров Дагестана это, пожалуй, самый интересный и насыщенный. Или один из двух самых. Но конечно, ни один из них не сравнить с главным дагестанским музеем в Махачкале, на увлекательный осмотр коего у меня ушло 5 часов.
А ещё, сей ахтынский музей в Советском Союзе был признан лучшим сельским музеем. Он же второй по возрасту музей в Дагестане после главного махачкалинского.
Нынешний директор ахтынского музея оказался человеком, который охотно любит поговорить с гостями музея и рассказать им много чего интересного из истории, культуры и традиций посёлка Ахты и лезгинов.
Ещё директор не раз упоминал о финансовых трудностях, которые испытывает музей. Нет средств на ремонт. Также музей обладает огромным количеством интересных старинных экспонатов, многие из коих сидят взаперти «в фондах» и не имеют возможности показаться посетителям, так как не хватает пространства в музее.
Также в наличии Ахтынский музей культуры и искусства, но он гораздо менее известен и посещаем.
Ещё один забавный факт из культуры местных лезгинов. В Ахтынском и Докузпаринском районах (про другие не знаю, не видел) почти на каждом доме лежит или висит заварной чайник (и обычно на стене дома или забора) или же просто подвешен камень. Это примета местных жителей, что к счастью.
Конечно, это совсем не в традициях ислама, к числу приверженцев коего причислены все лезгины. Но по факту абсолютное большинство жителей Южного Дагестана являются скорее «номинальными» мусульманами, нежели реальными (соблюдающими предписания священного Корана)… И вдогонку к этой же теме:
Старинные мосты и квартал в Ахты
Наряду с музеем ещё один достаточно интересный ахтынский аттракцион — это старая часть посёлка, в западном направлении от музея. Самые интересные старинные объекты расположены буквально за мостом через реку Ахтычай, на левом (северном) её берегу.
Но вообще, в данном западном районе посёлка всего три моста через Ахтычай, два из коих являются старинными. Один из них каменный арочный, почти слившийся с парой старинных домов, а второй (и он очень близко к асфальтовому мосту на главной дороге/улице) является железным и вообще едва ли не единственным подобным старинным сооружением в Дагестане (я не помню про другие такого рода старинные мосты).
Железный мост был сооружён бельгийско-итальянским дуэтом (инженерами Джиорсом и Дебернарди, коих, видимо, пригласило правительство Российской империи) в 1915 году, а каменный арочный мост сотворён в 1936 году местным инженером из соседнего села Кака. Однако, построил он совсем не каку, и мост до сих пор выполняет свои функции, и по нему проезжают легковые автомобили. А вот железный «иностранный» мост сейчас открыт лишь для пешеходов.
Там же на левом берегу реки Ахтычай дислоцируется две старых мечети, одна из них Джума мечеть (главная мечеть посёлка), она конца 19 века постройки. Название другой не знаю, но стоит она прямо у старинного каменного арочного моста. Вот кадр из ней:
От Джума мечети можно забраться наверх на холм (на нём даже сделали смотровую площадку и небольшой монумент по имени Шарвили), с коего открываются виды на весь посёлок Ахты и на прочие окрестности. Если вы хотите продолжения банкета подняться ещё выше для более красивых панорамных видов, то от холма и павильона можно попробовать пойти прямо по этому хребту. Он потихоньку поднимается выше и проходит между реками Самур и Ахтычай, но я не уверен, что там можно очень далеко пройти без снаряжения, а тем паче, малоопытным горцам.
На правом берегу Ахтычай (а точнее, между оной рекой и дорогой, выходящей на трассу к источникам в Курукал) тоже есть немного старых чуток интересных домов.
У меня на осмотр почти всех объектов старой части Ахты ушло в сумме не более трёх часов, можно было бы и за 2 часа уложиться.
Ещё в наличии Ахтынская крепость (от центра это 1,5 км на север), построенная в 1839 году российскими властями в качестве гарнизона. У неё есть стены (высотой от 1,5-2 до 5-6 метров) и несколько построек внутри, хотя там не так уж интересно. Вообще, залез я в крепость через самое низкое место в стене (слева от ворот), ну и прогулялся там.
Можно было бы и не посещать сию крепость, но она была на пути в село Хкем и его необычный термально-горящий источник.
Горящий термальный источник в Хкем
Деревня Хкем пустила свои корни в 2 км от Ахты к востоку. Не доезжая до Хкем 500 метров, имеется термальный огненный источник (слева от дороги). Огонь горит тут всегда, поскольку вместе с водой из недр выходит некий газ. Они живут как в поговорке «не разлей вода», ну или «не растопи огонь».
Народ местный регулярно тут моется. Как сельчане из Хкем, так и с соседних поселений заезжают. Вода тепленькая, градусов 25-30. В помещении стоит 4-5 гусаков, из каждого льётся термальная вода, но уже без сопровождающего её огня. Он горит вечно отдельно на постаменте, как факел, освещая комнату и чуток её согревая.
Женщины и противоположные им субъекты заходят в разное время. Дамы по будням в светлое время суток, а мужчины в тёмное по будням (а порой свободно уже за час-два до заката), либо по выходным в любое время.
И надо сказать, что к посещению люди относятся серьезно, берут с собой в эту минеральную «баню» мочалки, мыло, шампуни и прочие сопутствующие ингредиенты. Некоторые даже стирают тут по мелочи, что и я тоже осуществил.
Зрыхский водопад
Наречён он так по имени села Зрых. Там вдоль дороги выстроились несколько сёл с именами ровно из 4 букв. Перечислю с востока на запад: Кака, Хрюг, Зрых и Хлют (а это уже Рутульский район, и данное село — самое низкое в нём). Мне такое 4-буквенное сочетание названий показалось забавным. В первых трёх сёлах живут лезгины, а в Хлют — рутульцы.
Я посещал сей водопад по пути из Рутула в Ахты.
До Зрыхского водопада топать 1-1,5 часа от села, несколько раз переходя через маленькую речку (в начале августа в сухую погоду она была совсем невысокой). Чем ближе к водопаду, тем интереснее шагать, поскольку становится всё красивее за счёт узости ущелья.
Вообще, водопада там два (оба на одной речке). Сначала маленький водопад метров 6 высотой, затем ещё 5 минут ходьбы (в том числе, по двум железным лестницам) до большого, высота коего метров 40. Но в августе воды не очень много.
Близ большого водопада стоит беседка из скамеек и стола, там есть немного посуды и 2-3 чайника, можно попить чайку, сварганив его на костре. И половина из прихожан пользуется этим сервисом.
На этом наша редакция прощается с вами, и готовится к следующей Ахтынской серии: про бани в Курукал (кои почему-то чаще именуются Ахтынскими) и про село Гдым на высоте 2050. А после этого я уже погнал в село Хнов и на озёра Ноур высоко в горах у границы с Азербайджаном.
Другие эпизоды из жизни дагестанцев можно обнаружить в сборнике про весь Северный Кавказ.