В Агульский район я сенсационно ворвался через высокий перевал (по пути заглянув на вершину высотой 3680 метров) из Рутульского района (со стороны села Шиназ, наверно самого интересного в том районе). И район начался для меня с аула Бедюк, пожалуй, самого дальнего в этом районе, он стоит почти на границе с Курахским районом.
Все агульцы (и не только в селе Бедюк, но и в других), которые узнавали о моём способе попадания в их район, удивлялись этому. Хотя, чуть меньше, чем цахуры и рутульцы, узнававшие, что я пришёл в Рутульский район из Тляратинского (там вообще очень сложный переход от одного крайнего аула до следующего — это длиной минимум два полных световых дня).
В этом выпуске я расскажу о западной части Агульского района и двух его старинных аулах, каждый из коих стоит на высоте чуть выше 2000 метров и по-своему интересен, а в одном из них находится ещё и мечеть с уникальными столбами. Оба аула входят в Ричиннский сельсовет. О других занятных селениях Агульского района будет написано в другом агульском материале.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Арки, туннели в селе Бедюк.
- В селе Рича — самая интересная мечеть Дагестана.
- Видео про Джума мечеть в Рича и про Бедюк.
Арочные улицы в селе Бедюк
Итак, именно с оного селения началось моё знакомство с агульским районом и агулами (или агульцами ещё называют, но первое название более правильное, ибо они сами так себя называют).
Я поначалу думал, что сей аул (находящийся на высоте 2170 метров) относится к Курахскому району (поскольку расположен в бассейне реки Курах, протекающей через сей район). Но оказалось, что к Агульскому, ибо живут тут агульцы. Но это самый край района. Ниже к юго-востоку дислоцируется уже Курахский, в коем тоже есть несколько агульских селений (как раз в верховьях, ближе к Бедюк). Дорога в Курахскую территорию там грунтовая и не очень хорошего качества.
Около 15 семей живёт в Бедюк летом и примерно 6-8 хозяйств остаётся зимовать. Около 10 жилых домов тут очень интересны, некоторые из них уже нежилые. Особенно впечатлил меня проход улицы через раскрашенную арку, над коей стоит жилой дом на несколько хозяев. Эта арка служит также и в качестве сарая, поскольку в ней пара больших ниш-карманов, где можно складывать/подвешивать разные вещи и даже немного мебели. Ещё в Бедюк есть и нежилые развалины.
Как мне сказали бедюкцы, к ним порой приезжают даже туристы на машинах, несмотря на то, что село совсем не популярно в туристической среде. Если туристы едут с моря (например, с Дербента) посмотреть на более известные сёла Чираг и особенно Рича, то они на обратном пути к морю могут заехать и в Бедюк, а оттуда через Курахский район к морю. Но повторюсь, что дорога от Бедюк в Курахский район в 2022 году была плохая. И сами бедюкцы при движении в Дербент или Махачкалу почти всегда едут через свой Агульский район.
А вот и видео из деревни Бедюк:
От Бедюк до села Рича 8 км через небольшой перевал по пыльной грунтовой дороге… И вот, не доезжая метров 500 до Рича, я обнаружил старый каменный мост (ему лет 50 наверно, и по нему сейчас можно только пешком пройти), и около него «разрубленное окно» в хребте, которое было сделано для прокладывания дороги… Также вот вам на всякий случай спецдосье про все наиболее красивые дороги Дагестана.
В Рича — самая интересная мечеть Дагестана
Да, именно так я считаю, что самый главный аттракцион в селе Рича — очень крутая древняя мечеть — ещё является и наиболее интересной во всём Дагестане (даже превосходит Джума мечеть в Дербенте, которая постарше и одна из самых древних в мире). Основная фишка в ней заключается в том, что в главном зале стоит примерно 13-15 деревянных столбов с красивейшей резьбой и узорами, сделанных ориентировочно в 8-14 веке (такой разброс в датах я объясню ниже).
Точная дата создания мечети и ее уникальных столбов, как я понял, не установлена. Большинство местных жителей сказали, что мечеть со столбами построена в 8-9 веках, но была сильно повреждена вторгшимися сюда монгольскими завоевателями (которые добрались-таки до этой приличной высоты в 2000 метров). Потом перестроена (видимо, в 14 веке). Насчёт столбов точно не знаю, насколько они были повреждены. Но по ним видно, что несколько столбов заменены совсем недавно (лет 20-30 назад), но большинство древние.
Как пишут некоторые авторитетные источники, самые ранние упоминания о селе Рича датируются 10 веком.
Кстати, на въезде в Рича (если заходить в него снизу со стороны райцентра Тпиг, как делают это все «нормальные» люди, а не автор этих букв, вторгшийся сюда со стороны Бедюк) стоит монумент в память о войне с татаро-монголами. Рича считается единственным селом в Дагестане, которое держалось месяц против монгольских завоевателей (да, их орды и досюда добрались), хотя, всё-таки, и уступило им.
Сейчас мечеть внутри отреставрировали, в основном касается потолка. Стены лишь побелили, оставив нетронутыми необычные для мечети рисунки, среди коих и порядка 20 отпечатков ладоней. Это тоже весьма уникально.
Раньше если мне и доводилось видеть отпечатки ладоней в мечетях (может, пару раз), то не в таком огромном количестве, как в мечети в Рича.
Версий о причинах следа ладоней может быть несколько. Например: строители хотели оставить память о себе, или просто из-за желания упомянуть Аллаха, ибо ладонь с растопыренными пальцами напоминает и символизирует слово Аллах, написанное на арабском языке.
А ещё есть такой один забавный момент. Если (почти любому человеку) сложить свои ладони вместе, то на них можно разглядеть арабские цифры ٨١ и ١٨, которые означают 81 и 18, что в сумме даёт число 99, а именно столько имён у Аллаха, как сказано в священной мусульманской книге Коран. А ведь, именно эти арабские цифры были взяты за основу ныне современных общепринятых на всей планете цифр, и после некоторой трансформации стали такими, какими мы их нынче знаем.
Столбы в паре мест имеют следы горения. Каждый столб имеет свои узоры, не повторяющиеся на других. Да и форма столбов тоже в большинстве случаев отличается от остальных. Три столбика достаточно хорошо изогнулись, возможно, от нагрузки навалившихся на них потолочных перекрытий, или просто сами от старости. Некоторые столбы сильно потрескались.
Один столб вообще крутится. И делает это с древних времён. Но не сам крутится, а ему надо помочь, просто повращать его. При этом, он держит потолочную балку, хотя он не один в этой шеренге такой, ему подсобляют соседние колонны… В мечеть я заходил два дня подряд, поскольку не смог в первый день насладиться полностью.
Конечно же, в Рича есть интересные старые дома, причём зачастую в хорошей сохранности, и в двух-трёх местах улочки проходят через арки-туннели… Если на осмотр мечети у меня ушло в сумме часа 3 (за два захода), то исследование жилого фонда заняло пару часов, что тоже неплохо. Тут немало интересных домиков и улиц. Также на краю села есть утёс, с коего хорошие виды вокруг и на ущелье реки Чирагчай в обе стороны.
Таким образом, Рича входит примерно в пятёрку наиболее интересных аулов в Дагестане, конечно, в основном за счёт своей мечети, но и вообще, очень разнообразные тут интересности.
А ещё в Рича много гробниц (мазаров) святых людей (наверно, в основном суфийских шейхов), и около 8 таких я видел (они не очень большие по размеру, около 2 метров в высоту и в ширину, и обычно имеют купол). Наверно, все эти гробницы (по-другому можно назвать мазары) около тысячелетней давности, когда город Рича был в своём расцвете, и сюда из-за его важности приходило много людей, кто-то учиться в медресе, кто-то ещё за чем-то (этим, наверно, и можно объяснить обилие этих купольных строений). Некоторые гробницы вплотную примыкают к жилым или полузаброшенным домам.
Рича достаточно крупное село для высоты 2000 метров, в нём прописано 1200 человек (включая нижнюю новую часть аула, которая у реки), хотя по факту живёт, конечно, чуть меньше народа. Прописка в более высоком селе даёт надбавку и к зарплате официальной, и к пенсии. И по сему, так охотно люди стараются прописаться у родственников в более высоко расположенном селении.
А это видео, снятое и внутри Джума мечети, и в коридоре, и снаружи:
А вот про аул Чираг (коий неофициально прозван «Агульским Гамсутлем» и от Рича базируется в 10 км на с-з) и про ближайшие к нему природные красоты (включая вершины с высотами 3800) рассказ в отдельном выпуске.
Прочие северо-кавказские (включая и дагестанские) материалы лежат в соответствующем разделе.