Речь пойдёт о северной части королевства Иордания, столицей коего является город Амман, куда я дважды вторгался сразу из уникального скального заповедника Вади Рам.
Также, к юго-западу от Иорданской столицы (в сторону Мёртвого моря и границы с Израилем) имеется несколько важных христианских объектов — город Мадаба, гора Небо и место крещения Иисуса Христа (последний пункт всепланетного значения).
СОДЕРЖАНИЕ:
- Город Амман.
- Джадал — культурное не исламское место в Аммане.
- Продажа алкоголя в Иордании.
- Общественный городской транспорт в Аммане.
- Замки пустыни.
- Древний город Джераш.
- Город Ирбид и его музеи.
- Древний город Умм Кейс.
Амман — столица арабского королевства
Столица Иордании. В самом городе живёт 1,8 млн чел, а вот в агломерации 4 млн чел официально (что более половины от всего населения страны). Причём, 4 млн — это не считая беженцев из Сирии, коих уже набежало 2 млн во всю Иорданию, и 1 млн из них, наверно, в Аммане.
Город имеет историю примерно в 5-6 тысяч лет, но ныне сохранилось не очень много древних построек. Среди коих два амфитеатра древне-греко-римского периода (или как бы 1,5, ибо второй довольно маленький дислоцируется близ большого), крепость того же периода, 4 музея (из них два в этих двух древних объектах — в крепости и амфитеатре). И больше почти ничего. Старых домов почти нет.
На южной окраине Аммана имеются 3 зоопарка, все из коих не очень крупные. И все частные, не государственные, и все находятся в 1 км друг от друга. один зоопарк я посетил.
Иорданская столица довольно холмиста, и это довольно забавно смотрится, когда разница между самой верхней и нижней точками (и на коих стоят жилые дома) — 400 метров.
По прибытию в Амман на первую ночь приютили люди из клуба каучсёрфинг, но на последующие уже не смогли. Надо было искать снова ночлег. Отозвавшихся в интернете больше не было, точнее, был Фади, коий сказал, что тоже не имеет возможности принимать. Однако, предложил какую-либо другую помощь. На его странице был найден адрес его клуба-кафе, и было решено попробовать пойти туда.
Называется место Jadal (Джадал), или иногда Jadal culture… Это необычное кафе, тем более, для арабской Иордании. Оно функционирует как кафе и как клуб-студия, где бывают курсы изучения каких-либо языков, программы, концерты, и прочие мероприятия, не свойственные строгим мусульманам. А Фади (хозяин) совсем не мусульманин (хотя, официально и записан мусульманином по умолчанию, как православными записаны все русские), хотя родился и вырос в строгой мусульманской семье.
Кстати, в Иордании (как и в Египте) если какой-то араб вдруг изменил вере своих предков и стал, например, христианином или буддистом, то у него практически почти нет шансов записаться как христианин или буддист. Принадлежность религии записывается на электронной идентификационной карточке, являющейся аналогом внутреннему российскому паспорту (и такая система во многих азиатских странах).
Фади считает себя анархистом, регулярно встречается с анархистами из других стран. И даже пытался участвовать в 2011 году в подготовке революции в Иордании, когда была всем известная «арабская весна» (когда поочерёдно в разных арабских странах вспыхнули революции/восстания, и эта волна и её эффект не прекращается даже в 2020 году). Но в Иордании революция не случилась.
Его девушка Кристина родилась в Литве, имеет литовское гражданство, её мать литовка, а вот папа сирийский араб. И родилась Кристина, в Москве, потом долго жила в Дамаске (столица Сирии), но после переехала в Амман. Хорошо разговаривает на 6 языках (инглиш, литовский, русский, арабский, французский, и ещё какой-то).
Джадал — культурное не исламское место в Аммане
Когда пришёл туда в тот клуб-кафе Джадал, то сразу показалось, что там разрешат спать. Обстановка там очень дружелюбная. Почти все клиенты знают хозяев и часто дружат с ними в какой-то степени. В общем, Фади разрешил ночевать, и не одну ночь, как в последствии оказалось, а много.
В итоге в первый заезд жил там около недели, там даже душ есть… Потом через дней 15 снова вернулся в Джадал дней на 5 ещё и привёл туда ещё одного гостя (украинца Алексея), встреченного среди красно-жёлтых скал Вади Рам.
Фади ранее уже не раз принимал в Джадале беженцев из Сирии. И во время моего пребывания в Джадале там работали два парня из Сирии, перешедшие в Иорданию, ибо в военной Сирии жить было намного сложнее. Также время от времени в Джадале работают волонтёры из разных европейских стран. Работают бесплатно или за минимальную плату (но зато есть другие блага) и учат языки (особенно арабский). Прямо в Джадале учат.
Обычно раз в неделю (в выходной день) устраиваются какие-то концерты или большие вечеринки с названием типа «Международный ужин», куда приходят разные люди (в том числе, иностранцы), знающие хозяев. Приносят свои угощения, ставят на общий стол и любой берёт что захочет и кушает. Причём, за вход туда оплаты нету.
За вход на концерт (или какое-то увеселительное мероприятие) тоже плата далеко не всегда бывает. Но посетители/гости концерта приносят доход клубу тем, что покупают напитки, чай, кофе.
Продажа алкоголя в Иордании
Алкогольных напитков здесь в Джадал не продаётся, ибо Фади официально мусульманин. А разрешение продавать любые алкогольные напитки выдаётся только представителям христианской веры (принадлежность к коей определяется по клейму в идентификационной карточке, о чём упоминалось выше), и в Египте та же самая ситуация с алкогольной продажей.
То есть, во всех туристических местах и на курортах все магазины, торгующие алкоголем, получают на это разрешение в случае, ежели хозяин христианин. В Иордании христиан (всех деноминаций) официально 6% (причём, христиане занимают аж 20% мест в Парламенте) и ещё 2% разные другие религии.. 92% записаны как мусульмане.
Также упомяну свою статью о необычном (с моей точки зрения) исламе египетского стиля (впрочем, отчасти это касается и многих арабских стран).
Общественный городской транспорт в Аммане
Видимо, в связи с весьма горным рельефом города, в иорданской столице ходит мало единиц «нормального» общественного транспорта (то бишь, автобусов либо маршруток). В основном лишь по центральным улицам, которые расположены преимущественно в нижней части Аммана.
Однако, очень популярна тут мини-маршрутка, роль которой выполняют легковые автомобили, ездящие по заданному маршруту. На остановке (или некоем пятачке) стоят люди в очередь, к ним подъезжает легковушка, забирающая четырёх пассажиров (по числу свободных посадочных мест) и едет в заранее известное место города. Далее очередь движется, и подъезжает следующая машина… И похоже, что большинство местных жителей ездят по городу именно на таких «мини-маршруточных такси».
Примерно подобная картина имеется в городах Ирана, но там, всё-таки, «нормального» размера маршруток намного больше, а легковушки не заменяют их, выполняя роль конвейера. А лишь набирают пассажиров на тот путь, который собираются преодолеть сами.
Замки иорданской пустыни
Это общее наименование для раннеисламских дворцов в иорданской пустыне. Они не самые большие и красивые, но для общего представления посмотреть их можно (но я поленился это делать, поскольку в Иордании пара крепостей всё равно, красивее этих пустынных). Некоторые напоминают скорее караван-сарай, а некоторые церковь, тем паче что в одной такой крепости сохранились древние церковные фрески.
Наиболее сохранившиеся и посещаемые из оных замков (мини-крепостей) — Каср Харрана, Каср Амра и Каср Азрак (Азракская крепость). Слово Каср означает «крепость»=»замок». Все они расположены к востоку от Аммана, в 75-100 км от него. И при желании их все можно посетить за один световой день, если взять хорошую машину типа джипа.Hа общественном или попутном частном транспорте (то бишь автостопом) на это уйдёт, видимо, примерно 2 дня.
Из Аммана на север 45 км в город Джераш.
Древний город Джераш
(Jerash=Jarash). Джераш — это современный город, в коем есть также древний город, построенный древними греками, потом римлянами захваченный и ими достроенный, как это обычно случалось со многими древними городами в те времена.
По некоторым оценкам, это даже самый большой на этой планете древне-греко-римский город (по крайней мере, так считают иорданские источники, но как мы знаем, «каждый кулик хвалит своё болото). Имеется там два хороших амфитеатра, несколько храмов, длинная колоннадная улица, и множество других построек, которые в большинстве заново восстановили и реконструировали.
По древнему городу ходят отары овец, погоняемые чабаном, коему видимо разрешено проводить своих подопечных через дырки в заборе на территорию древнего поселения.
За вход берётся оплата 10 иорданских динар (15$), однако почти сходу довольно легко нашлась дырка в заборе и осмотр начался с противоположного от главного входа конца… При поиске дырки поговорил с местными парнями, и они разрешили вечером к ним приходить ночевать. Они же и сказали, что сами регулярно лазят через оную дыру в древний город.
На север от Джераш ещё 38 км…
Город Ирбид и его музеи
(Irbid). Второй по величине город в Иордании, насчитывает 750 тыс чел. Имеет множество университетов международного значения, куда приезжают учиться много студентов из самых разных стран Африки и Азии. В основном, из мусульманских стран. Учатся они всяким предметам (и арабскому языку, в том числе). У одного такого студента (малайзийца) довелось жить 2 ночи, он отозвался на мой призыв о помощи в клубе каучсёрфинг.
При одном университете (называемым Ярмук, кажется) имеется два музея. Музей природы оказался интересным (за счёт геологических экспонатов), а этнографический поменьше. Ещё есть городской музей, не очень большой… И именно в нём мне впервые довелось увидеть монолитно-большую каменную дверь (1,5 на 1 метр, и толщиной сантиметров 20-30), которая вставлена в пазы (сверху и снизу) и так же вращается, как обычная современная деревянная дверь вращается на петлях.
На с-з 24 км…
Древний город Умм Кейс
Umm Qais (Umm Qays). Это ещё один древне-греческо-римский город. В пару раз менее велик, чем Джераш, но тоже достаточно привлекателен. А ныне он ещё интересен и тем, что расположен на горке и почти над границей с Израилем. И с Умм Кейс можно посмотреть на ближайшую часть Израиля, особенно, на Голанские высоты, когда-то отобранные Израилем у Сирии. Это очень важный стратегический объект, с коего можно было бы обстреливать Израильские территории, вот Израиль (в коий меня не пустили-таки) и прибрал это себе. В сей древний город меня легко пропустили по специальной бумаге, а сам билет стоит 3 динара (5$).
Потом поехал на крайний иорданский юг до Акабы для продления бесплатной иорданской визы. После чего вторгся ещё раз в крутейший пустынный скалодром Вади Рам.
Другие иорданские зарисовки находятся в арабском сборнике.