Предыдущий доклад был посвящён монастырской теме другого толка (а именно православного), и конкретно городку Верхотурье, находящемуся в 120 км восточнее горы Качканар.
А в другую сторону от буддистского монастыря (120 км к югу) расположен второй по величине в Свердловской губернии город Нижний Тагил, ещё восточнее коего имеется интересная самоцветная деревня Мурзинка.
СОДЕРЖАНИЕ:
- Тактико-технические характеристики.
- Строительство монастыря.
- Можно ли в гости в Качканарский монастырь?
- Баня и другие развлечения в качканарском монастыре.
Тактико-технические характеристики
Сей монастырь тибетского буддистского толка, и официально называется Шад Тчуп Линг (Шедруб Линг) — это тибетское имя. Расположен почти на вершине горы Качканар (а она высотой 878 метров), куда подняться можно только пешком (либо по сухой не мокрой земле на хорошем самосвале до окраины монастыря, но джип наверно, не пройдёт).
Хотя, возможно, что в году эдак 2025 до вершины сделают-таки автодорогу, пусть не асфальт, но грунтовку. Но с другой стороны, это не очень понравилось бы как любителям природы и гор, так и самим буддистам. Ибо, в этом случае монастырь уже не будет таким удалённым (хотя, его вряд ли будут посещать толпы любопытных). Правда, монастырю бы вообще остаться в живых на этом высотном месте, а то есть шансы, что их снесут владельцы этой земли (но об этом чуть ниже).
От окраины города Качканар топать около 3 часов (это если особо не медлить, быть в хорошей физической форме, и подниматься не по жаре), либо на час быстрее, если на машине доехать до шлагбаума, через который пропускают обычно только транспорт и сотрудников Качканарского горного комбината, который в соседних карьерах берёт без спроса у природы полезные ископаемые.
Качканарский монастырь стал основываться в 1995 году почти в самовольном порядке. Основатель Михаил Санников (называющий себя ламой Тингдзин Докшитом), в 1990-е отбыв некоторый срок в Иволгинском дацане (едва ли не самом известном монастыре России, дислоцирующемся в Бурятии), решил соорудить на Уральской горе Качканар свою обитель.
Но как говорят разные авторитетные источники, на это деяние он не спросил благословения у буддистского духовенства. А такое разрешение очень желательно, дабы любое сооружение было признано на высшем буддистском уровне (впрочем, такое же положение дел и католическом, и в православном христианстве, где на строительство любого храма требуется благословение начальства).
Если от города Качканар направиться на юго-восток, то через 100 км будет райцентр Горнозаводск (а далее за ним Чусовой), но это уже вотчина Пермского края.
Строительство и потенциальное разрушение монастыря
Впрочем, Санников даже не спросил разрешения на постройку у того самого Качканарского горно-обогатительного комбината, расположенного у подножия горы, и имеющим права на эту каменистую землю. Уже несколько раз у Санникова комбинат пытался отобрать его детище (предприятие хочет что-то разведывать на горе и добывать), но каждый раз благодаря возмущению общественности (а возможно, ещё и благодаря молитвам), удавалось отстоять не совсем признанное произведение искусства.
Вроде бы, (как писали в конце 2019 года) правление Горного комбината договорилось-таки с Санниковым о том, что монастырь перенесут вниз в соседний посёлок Косья, который расположен с противоположной от города Качканар стороне горы. Причём, посильно помогут в этом переезде. И даже помогут с самим строительством… Но судя по всему, дело вновь заглохло.
Строиться отцу Михаилу основателю помогали и помогают сотни добровольцев, в той или иной степени сочувствующих буддизму (то бишь, не обязательно буддисты, но испытывающие симпатии к этой религии-философии). В основном, это обитатели Урала (и в первую очередь, Свердловской области). Некоторые из них приезжают-приходят в монастырь на 3-5-10 дней для помощи в работе, а некоторые и на месяц-другой.
Прогресс в строительстве идёт достаточно медленно (всё-таки, народу мало, всё делают вручную, завозить материалы сюда тоже не легко, да и на их покупку нужны деньги), но каждый год что-то новенькое здесь добавляется. То очередную ступу построят (а их уже несколько как минимум), то какой-нибудь сарай или помещение, то открывают очередной класс для занятий йогой. Короче, молодцы ребята, особенно настоятель Михаил Санников, раз он изначально смело затеял сие нелёгкое мероприятие.
При вращении барабана надпись «Ом мане падме хум» («Пусть будут счастливы все существа») вращается, и таким образом ещё больше существ становятся счастливее. По сему, буддисты как раз стараются крутануть такой барабан как можно больше раз… Вообще, из всех наиболее известных мировых религий мне именно буддизм больше всего близок, но не ритуалами, а отношением к миру и к себе.
В этой небольшой комнате стоя или сидя поместится лишь человек 8, и два человека на досках для простираний. Извините за оное словечко, которое может показаться нецензурным, но простирание — не от слова «проституция», а это такое тибестко-буддистское деяние-ритуал, которое и для тела очень хорошая гимнастика (не хуже намаза в мечети), и при этом совершается поклонение Будде (главному учителю всех буддистов) и прочим существам, приравненным к небожителям.
Можно ли в гости в качканарский монастырь?
Посещать качканарский монастырь можно не только буддистам, но и любым проходимцам туристам, забредшим на гору Качканар (хотя, до горы вряд ли дойдут откровенно криминальные личности или алкоголики, поскольку топать туда надо прилично). А на эту гору люди (особенно местные горожане) любили ходить ещё до появления на ней монастыря. Там неплохие виды на окрестности (особенно, на водохранилище внизу), да и многие скалы на самой горе тоже весьма симпатичны, и в целом не представляют такой опасности, как более высокие горы (например, Кавказа).
Монастырь принимает в гости в своей столовой и угощает чаем любого пришельца. Также при желании (и наличии свободных мест) можно остаться на ночь-две совсем бесплатно. Хотя, желательно с собой что-то принести из еды, угостив этим обитателей монастыря или скушать самим, дабы не быть нахлебником… Трудиться гостей вряд ли заставят (и даже вряд ли попросят), но желающие подсобить (а работы в монастыре почти всегда навалом) могут об этом сказать, и вас определят куда надо.
Поскольку монастырь постоянно строится и разрастается, то тут всегда особо нужны мужские руки (женщины обычно выполняют работу полегче типа кухонной или уборочной). Сам настоятель тоже почти каждый день что-то делает.
Кстати, гости (да и почти все временно проживающие и работающие) ночуют прямо на полу в столовой (она же кухня). Однако, помещение тёплое даже лютой зимой.
У кого-то возникнет вопрос «А где они воду берут на вершине то горы? Реки и ручьи же на вершине не текут»… А вот сей вопрос решён тут очень хорошо. В 100-200 метрах от монастыря имеются два маленьких пруда-резервуара, где скапливается вода (буквально каплями) и потом насосом перегоняется в обитель, баню и кухню… На вид оная водичка кажется чуток мутной, но обитатели монастыря её пьют, в основном даже кипятят. Также, вот материал о возможности ночёвки в буддистских заведениях (особенно в Таиланде).
Баня и другие развлечения в качканарском монастыре
А ещё у них есть баня, которую топят чуть ли не каждый день (или через день). В начале, как и положено по уставу, мыться идёт главарь общины, а после него остальные монахи.
Пффф, стоп, монахов-то там нема (окромя самого настоятеля, да и то, с большой натяжкой его можно отнести к этой категории), а лишь временно проживающие (которые постоянно трудятся и периодически молятся). Вот они то все и топают в баню опосля настоятеля, который предпочитает посещать помывку вместе со своей наследницей ближайшей ученицей, которой передаёт знания ещё и таким прямым способом, а не только в теории. Впрочем, не утверждаю, что между ними есть тот или иной контакт, но тантрическая связь однозначно установлена.
Настоятель и не скрывает этого факта, поскольку мне это довелось увидеть даже в столовой при всех во время ужина. Впрочем, ничего плохого в этом тоже не вижу, просто меня это удивило, так как мне впервые повстречалась такая ситуация в буддистском монастыре… По сему, Михаила Санникова можно признать в каком-то смысле новатором и основателем не только монастыря, но и отдельной ветви буддизма (в которой монахам дозволено не только ходить в баню с представителем противоположного пола, но даже и жить совместно). Однако…
Ещё меня удивил тот факт, что некоторые из временных постояльцев/волонтёров курят сигареты. Правда, не в помещениях (это уж был бы перебор), а на свежем воздухе, но близ дверей монастыря, что вообще-то по буддистско-монастырским понятиям совсем не приветствуется.
Также упомяну мою статью о столице Калмыкии (где живёт единственный народ в Европе, исповедующий буддизм) и праздновании там дня рождения Будды (включая демонстративное выливание водки).
Данный материал был из рубрики «Регионы Российской Федерации».