Дагестан славится своими разнообразными пейзажами, прекрасными горами и каньонами, множеством очень интересных сёл и гостеприимными людьми множества коренных народностей. Но столица в целом очень мало кем из туристов посещается (зачастую это просто из-за прибытия в аэропорт), ибо тут в целом не так интересно (например, по сравнению с Дербентом). Ещё здесь в Махачкале проживают почти все представители многочисленных национальностей Дагестана, о которых я тоже немного расскажу.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Музеи и другие привлекательности Махачкалы.
- Народы Махачкалы скоро станут русскими?
- Многоплеменной горный Дагестан.
- Фотографии традиционных дагестанских предметов быта из национального музея Дагестана, которыми я приправлю всю статью.
Музеи и другие привлекательности Махачкалы
Итак, Махачкала это не самый старый и не самый интересный город в плане исторических памятников. Основан он (а точнее, Петровское укрепление, названное так потому, что на этом месте базировался лагерь армии Петра I) в 1844 году и со временем стал расширяться. Общее население Махачкалы даже с пригородами пока до миллиона ещё не увеличилось, но лет через 5-10 скорее всего преодолеет эту рубеж, благо, что население мусульманское (пусть даже примерно наполовину этническо-мусульманское), а в исламе очень приветствуется продолжение рода и вообще семейные отношения.
Ныне из достопримечательностей в Махачкале стоит выделить, во-первых, главный музей республики (вообще, из провинциальных музеев в РФ это один из наиболее интересных), официально называется Национальный музей Дагестана им. А.Тахо-Годия. В нём провёл 5 часов в 20 залах, почти в каждом из коих множество забавных старинных экспонатов. Большинство из них были когда-то традиционной кухонной или ещё какой-либо хозяйственной утварью, либо оружием. Находится на ул. Даниялова, 33 в центре города.
Буквально в 50 метрах от главного национального музея дислоцируется и Музей Изобразительных Искусств, наполнение коего состоит из новых и старинных предметов, и последние отчасти похожи на те интересные этнографические традиционные экспонаты, находящиеся в главном музее.
Есть ещё в Махачкале пара прочих музеев, менее значимых.
В общем, за счёт музеев дагестанская столица вошла в мой рейтинг самых интересных селений этой республики. И кстати, Дербент там занял первое место. Но с Махачкалой они выступают там как бы вне конкурса.
В дагестанской столице стоит Петровский маяк, построенный чуть позже крепости. К нему вплотную подойти нельзя, но можно посмотреть из-за забора. Маяк до сих пор действующий.
Также достойна посещения центральная (Джума) мечеть Юсуф-бей джами (наречена именем главного мецената сего строительства). Воздвигнута не так давно по подобию грандиозной стамбульской Голубой мечети.
Каспийск (пригород Махачкалы) это вообще новейший город, построен в советское время, но считается весьма уютным, чистым и не шумным, а ещё в нём базируется пограничное управлении по Дагестану, где можно получить пропуск в пограничные зоны республики — это всё, что вдоль границы с Азербайджаном и Грузией на полосе шириной 5 км (в некоторых случаях может доходить до 10-12 км). Например, озёра высоко в горах Ахтынского района и Тляратинский район, но это уже больше для любителей высокогорья. Но заказывать погранпропуск нужно сначала через портал госуслуги.
Народы Махачкалы скоро станут русскими?
В столице Дагестана можно встретить представителей любой народности оной республики. Современное общество устроено так, что люди стараются уехать из деревень в города, где больше вариантов лёгких заработков и большего комфорта. Вот только экология, питьевая вода почти всегда в городе не того качества, что в селе. Но тем не менее, люди любят (или лучше сказать — предпочитают) больше внешнюю красоту, чем внутреннюю.
В основном Махачкалу населяют аварцы (всё-таки, крупнейшая национальность Дагестана), а с небольшим отставанием второе-третье места делят два племени — кумыки (они уже много веков живут на территориях, близких к столице, это прибрежные и низкогорные районы) и даргинцы, которые застолбили за собой территорию сразу к югу от кумыков.
Как часто мне говорили жители сёл Дагестана, нынче многие городские дети в республике уже почти не умеют говорить на своём родном языке, так как живут в смешанном обществе, где языком межнационального общения является русский. Особенно это практикуется в государственных учреждениях — детсадах, школах. И вот приезжают эти дети на каникулы в родное село их родителей где-нибудь в горах, и обычно способны лишь понимать родную речь (это если ещё родители дома разговаривают на ней), но вот говорить редко (по крайней мере, хорошо говорить).
По словам одного аварца, в Махачкале нет ни одного аварского детсада, при этом в моём городе Уфа, где башкиры составляют не более 20-24% от всего населения (а это меньше, чем число аварцев в Махачкале), имеется более десятка башкирских садиков. Хотя, возможно, недавно и стали делать такие садики с аварским уклоном, и осведомивший меня аварец не поспел за последними новостями.
Однако, при такой тенденции может сложиться так, что со временем в городах Дагестана будет в основном русскоязычное население, а в горах будут обитать только нацменьшинства. Согласен, звучит парадоксально и не очень привлекательно, но пока всё постепенно идёт к этому. Примерно такая же ситуация уже сложилась в некоторых больших российских областных центрах (например, мой город Уфа), где почти никто из родившихся в Уфе татар и башкир не знает своего языка (ну не считая сотни-другой слов).
Кстати, в одном из следующих материалов я затронул сразу три среднегорных района (чуть южнее Махачкалы), в каждом из коих своя преобладающая коренная народность, и уж в этих районах их дети хорошо глаголят на своём родном языке.
Многоплеменной горный Дагестан
Ну и кстати, Дагестан является самым многонациональным регионом РФ, тут столь много разных коренных народностей, что по этому показателю он превышает, наверно, весь остальной северный Кавказ, вместе взятый. И тут фактически две основных языковых группы — это тюркоязычная (тут в основном кумыки, ногайцы и азербайджанцы) и нахско-дагестанская (тут вообще множество представителей, включая чеченцев и ингушей).
Вообще, некоторые языки в Дагестане также могут делиться на совсем мало похожие диалекты, что отчасти даёт право называть обладателей таких диалектов другой народностью. Чем выше в горы, тем больше шансов, что в соседних сёлах люди разговаривают на разных языках, хотя чаще на несколько схожих. Особенно часто разные диалекты встречаются у аварцев. Причём, различия бывают настолько радикальными, что язык почти (или совсем) непонятен соседям. Например, крохотное племя арчинцы (арчибцы), живущие в Чародинском районе рядом с аварцами, многие из коих не считают арчинцев отдельной народностью, но те думают иначе.
В следующем выпуске расскажу про ближайшие к Махачкале природные достопримечательности — популярные и малоизвестные места для созерцания Сулакского каньона (одного из самых известных в Дагестане туристических мест), а также про барханы Сарыкум.
Все прочие мои диссертации про путешествия по Дагестану и северному Кавказу можно откопать в отдельном архиве.