Два предыдущих общедагестанских доклада были посвящены в основном горным районам — адатам с погран-пропуском и дикими зверями, а также дагестанским народностям и некоторым зависимостям аулов от высоты. Сейчас поговорим в целом о Дагестане (хотя, снова акцент на его горность) и затронем больше аспектов, но меньше будем в них углубляться.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Дагестанские традиции в еде и гостеухаживании.
- Мини-ложка горькой субстанции в медовой бочке Дагестана.
- Религиозный аспект дагестанцев.
- Прочие интересные факты о Дагестане и его жителях.
- Катки на крышах в дагестанских сёлах.
ЗакуткиКутаны — равнинные филиалы горных аулов Дагестана.
Дагестанские традиции в еде и гостеухаживании
Поскольку во многих дагестанских районах хинкал популярнее хлеба, то есть у них такое выражение «Зарабатывать на хинкал».
Самое известное блюдо в Дагестане, это, пожалуй, чуду. Это типа дагестанские пирожки с различной начинкой — мясной, картофель и прочее), но очень часто бывают и в форме блинов.
Хотя, наверно, не уступает ему по популярности и хинкал (блюдо из теста), но он у разных народов разный, у аварцев обычно крупнокалиберный (размером бывает до большой картофелины), а у лезгинов, например, чаще мелкий и похожий больше на макаронные изделия.
Как мне показалось, айран и кефир в Дагестане далеко не так популярны, как у тюркских народов Кавказа (в первую очередь, имею ввиду карачаевцев и балкарцев). В горной местности мне крайне редко доводилось его встречать.
В старые времена (может, до прихода советской власти) во многих землях Дагестана (видимо, в основном аварских) котёл (либо большой и глубокий поднос) был единственным приданным жениха. В день свадьбы (или когда он просто шёл свататься) он нёс на нём еду в семью невесты. Там всё съедали, а пустой котёл отдавали ему. Таким образом, он показывал, что способен кормить свою будущую семью. Конечно, это сугубо символический жест и вовсе не означало, что жених теперь всегда будет способен держаться на таком высоком уровне. Это скорее ритуал.
Позвать на чай (а с автором в Дагестане вытворяли это многократно) это значит, что ещё и кушать предложат с вероятностью 99%, а если отказываться (ну типа не голоден), то скорее всего, затолкают в пакет и настойчиво попросят взять с собой. Вообще, тут очень редко говорят/спрашивают «Положить тебе с собой в дорогу?», а обычно используется выражение примерно такое «Тебе поставить покушать?». То есть, это буквально как поставка еды от людей другому человеку.
Если ты уже пришел в гости, а хозяин предложил оставаться на ночь, то уход к другому человеку в этом же селе будет восприниматься как очень обидный для хозяина поступок. Даже надо как-то возместить, то ли барана отдать, то ли ещё как-то загладить свою вину (иначе будет висеть госдолг — гостевой долг). Так мне разъясняли в двух случаях (когда к хозяину приходил его друг/сосед, и тоже звал к нему домой).
Мини-ложка горькой субстанции в медовой бочке Дагестана
Безусловно, дагестанцы в основном весьма гостеприимны и часто зовут и на чай/покушать, и вообще ночевать, тут я особо даже не буду ничего рассусоливать. Однако, следует сказать, что не все дагестанцы бывают дружелюбны (или точнее, не всегда они такие). Ну тут можно вспомнить пословицу «Нет плохих народов, а есть плохие его представители».
Например, многие представители (или грубо говоря, половина) каждого народа в этом многонациональном Дагестане любят нахваливать себя и частенько попутно чуток занижать достоинства соседей. Даже своё село больше нахваливают, нежели соседние с той же национальностью. Я поначалу этому немного удивлялся, а затем вспомнил, что это типичная картина вообще для всего человечества, когда каждый из нас старается больше показать свои положительные стороны и скрывать отрицательные. И дагестанцы тут не исключение. Все мы люди, и все не без изъяна.
Религиозный аспект дагестанцев
Дагестан — это один из самых религиозных регионов России (наверное, сразу опосля Чечни и Ингушетии, ну и ни один из русских так называемых православных регионов не может похвастаться подобным уровнем религиозного верования).
На разных дорогах (как федеральных асфальтовых, так и сельских грунтовых) очень много плакатов с фразами из Корана или просто на тему ислама. В половине случаев это короткая фраза (например, Аллах акбар!). Особенно эффектно смотрится, когда плакат с подобной фразой стоит на фоне красивых пейзажей. Такая же история и в Чечне.
Вообще же, самые приятные для меня оказались приверженцы суфийских традиций, старающиеся соблюдать шариат и не употребляющих ничего дымящего или алкогольного, и даже не старающихся меня вербовать в ряды тех, кому суждено попасть в рай в случае правильного выбора веры. Хотя, много и «этнических» мусульман, ну тут чемпионом является почти весь ЮжДаг (южная часть горного Дагестана и окрестности Дербента).
А пьют алкоголь и при этом молятся (что само по себе должно быть взаимоисключающим), как мне показалось (в том числе, со слов самих дагестанцев), преимущественно лакцы, даргинцы, табасаранцы и агульцы (два последних народа это как раз ЮжДаг, а два первых живут вплотную ко вторым).
Лезгины же (которые родственники агулов и табасаранцев) и пьют много, и молятся мало.
В общем, этот сюжет мне хоть и показался отчасти похожим на арабский вариант верования, но значительно не дотягивает до того уровня. Например, в Египте мне очень много встречалось людей, которые периодически выпивают алкоголь или курят траву (по крайней мере, они об этом говорили), но при этом, я видел, как они совершали молитву.
Мероприятие Мавлид — это праздник по мусульманским обычаям в честь какого-то события. Свадьбу тоже можно назвать мавлид, если алкоголь на ней не употребляют. Да и танцев с музыкой на такой свадьбе не будет. Больше всего шансов застать мавлид в аварских горных районах, в остальных меньше (поскольку аварцы больше всего замечены в соблюдении шариата).
Я сначала заметил, а потом мне это подтвердили разные люди, что если мужчина не знает женщину, встретившуюся ему в селе, то обычно не здоровается, а женщина, тем паче, первой не кричит приветствие (даже не говорит мусульманское «Ассалам алейкум!»). Хотя, исключения изредка бывают в каких-то ситуациях, и подозреваю, что их больше в том же ЮжДаге.
Объясняется это тем, что (по исламу) неродственные меж собой мужчина и женщина не должны общаться, дабы исключить вероятность (или свести её к ничтожному минимуму) каких-то мыслей об интиме.
Прочие интересные факты о Дагестане и его жителях
Тут очень много известных борцов (в основном вольного стиля), добившихся высоких результатов на международном уровне (в том числе, Олимпиадах и чемпионатах мира). И пожалуй, больше половины из них это выходцы из небольших сёл. Думаю, что это можно объяснить тем, что там они с детства привыкают к физическим нагрузкам, помогая родителям по хозяйству (сенокос, и прочие работы, требующие напряжения мышц), ну и плюс более здоровая экология и натуральные продукты.
У меня сложилось такое впечатление, что примерно половина всех выдающихся борцов-вольников России являются выходцами из Дагестана. Поправьте меня, пожалуйста, если ошибаюсь в этом компоненте. Впрочем, и за другие ошибки поправляйте, и да воздастся вам!
Также очень популярны участия в смешанных единоборствах, или боях без правил. Некоторые дагестанцы серьёзно занимаются этим и мне встречались такие, которые возлагают надежды, что будут зарабатывать деньги на этом поприще, ибо уже достигли отличных результатов… Одним из наиболее известных людей Дагестана является Хабиб Нурмугамедов, бывший многократный чемпион в едва ли не самой престижной «смешанной» версии, а ныне являющийся основателем своей школы. Он также очень известен среди всех российских любителей единоборств.
А вообще, на бортах многих грузовиков Дагестане красуется портрет сего Хабиба. И его вешают не только аварцы (сам Хабиб аварец), но и представители других национальностей. Кстати, село Сильди (из коего родом отец Хабиба и чуть ли не сам Хабиб) оказалось достаточно интересным.
Водители автомобилей в городах на светофорах ведут себя адекватно, не ждут пешехода, пока он полностью пройдёт проезжую часть, а едут сразу, как только освободился коридор для этого. Я считаю это вполне адекватным. То есть, это в очередной раз показывает, что менталитет народов Дагестана ближе к азиатскому, нежели к европейскому или российскому.
Много похожих названий у соседних сёл или стоящих друг от друга на расстоянии 15-30 км. Например, Гуниб-Цуриб (столицы соседних районов), Тлох-Ботлих, Салта-Силта (их разделяет буквально 1 км, а в Салта дислоцируется очень необычный водопад), Коронуб-Доронуб (разница буквально пара км), туннельные деревни Кума и Куба (7 км), и множество других вариантов. А в даргинских районах некоторые соседние деревни частенько имеют общее окончание «махи» или просто «и».
Дорогой мёд по всему Дагестану — в 2022 году 3-литровая банка сей натуральной сладости стоила в среднем 6000-6500 рублей (что в три раза больше среднерыночной цены в моём Башкортостане). И пожалуй, та же история по всему северному Кавказу, хотя, он и дешевеет чуток при движении на запад (в сторону Чёрного моря), поскольку там больше зелени и цветов, а значит, и пчёлы больше работают, неся больше мёда (ну мне так это видится).
Памятники пирамидальной формы в честь погибших в ВОВ (именно в такой форме) стоят во многих горных селениях Дагестана. Возможно, эти пирамиды отчасти символизирует вершины гор.
Катки на крышах в дагестанских сёлах
Я таких катков Дагестане очень много видел — примерно 50 штук. Почти всегда это было в горных аулах, но подозреваю, что и близко к равнине (или на ней самой) такие экземпляры тоже были в ходу в старые времена (сейчас уже реже их используют). Эти цилиндрические катки порой просто валяются где-то в стороне от домов, но в половине случаев, всё-таки, покоятся прямо на крыше. Также иногда где-то подвешены, приспособлены для чего-то другого, как например, катки на следующем фото:
В старину катками укатывали обычно крышу строений (возможно, изредка пол). Крыша состояла (а во многих домах и сараях она состоит до сих пор) из натуральных ингридиентов: основной компонент земля, ну и с некоторым добавлением мелких камней, и возможно, ещё чего-то.
Ни о каких рубероидах раньше речь почти никогда не шла. В горных деревнях Дагестана даже шифер крайне редко встречается (чем выше в горы, тем реже встречается). Эти горные сёла всегда были труднодоступными. И даже когда во второй половине 20 века сделали автодорогу (плохую грунтовую, но дорогу) почти до всех сёл, местные по старинке всё делали из подручного и подножного материала. И тем оно интересно!
Кутаны — равнинные филиалы горных аулов Дагестана
Кута́н (от кумыкского слова Къотан) — в изначальном смысле это была стоянка пастухов на зимнем пастбище (то бишь, значительно ниже горных пастбищ, где скот пасётся летом). Однако, нынче это означает населённый пункт, административно относящийся к тому горному району, откуда на зимовку приходит скот и его хозяева. Кутаны имеют обширную территорию, на коей разбросаны хозяйства, коих в среднем бывает около 30-100. Они не всегда имеют своё название, но со временем его обычно обретают (всё-таки, жителей то в них примерно как в горных деревнях).
Кутаны начали образовываться после установления Советской власти в Дагестане, где они и распространены в основном. Думаю, что примерно у каждого второго горного аула в Дагестане ныне есть свой кутан (так и хочется его назвать закуток). Некоторые жители кутанов, родившиеся и выросшие в горных аулах, годами их не посещают, поскольку всю зиму проводят в кутане, а летом пасут их в горах, ну а путь в горы далеко не всегда лежит вблизи родного села.
Также имеется выпуск про самые красивые дороги Дагестана.
Ссылки на прочие дагестанские материалы дислоцируются в северокавказском отделении.