Забавные факты о дагестанцах и Дагестане

Два предыдущих общедагестанских доклада были посвящены в основном горным районам — адатам с погран-пропуском и дикими зверями, а также дагестанским народностям и некоторым зависимостям аулов от высоты. Сейчас поговорим в целом о Дагестане (хотя, снова акцент на его горность) и затронем больше аспектов, но меньше будем в них углубляться.

  • СОДЕРЖАНИЕ:
  • Дагестанские традиции в еде и гостеухаживании.
  • Мини-ложка горькой субстанции в медовой бочке Дагестана.
  • Религиозный аспект дагестанцев.
  • Прочие интересные факты о Дагестане и его жителях.
  • Катки на крышах в дагестанских сёлах.
  • Закутки Кутаны — равнинные филиалы горных аулов Дагестана.

Дагестанские традиции в еде и гостеухаживании

Поскольку во многих дагестанских районах хинкал популярнее хлеба, то есть у них такое выражение «Зарабатывать на хинкал».
Самое известное блюдо в Дагестане, это, пожалуй, чуду. Это типа дагестанские пирожки с различной начинкой — мясной, картофель и прочее), но очень часто бывают и в форме блинов.
Хотя, наверно, не уступает ему по популярности и хинкал (блюдо из теста), но он у разных народов разный, у аварцев обычно крупнокалиберный (размером бывает до большой картофелины), а у лезгинов, например, чаще мелкий и похожий больше на макаронные изделия.

 хинкал слоёный в цахурском селе

Это хинкал слоёный, редкий вид хинкала (видимо, только по праздникам). Обнаружен в цахурском древнем селе Мишлеш на свадьбе.

Как мне показалось, айран и кефир в Дагестане далеко не так популярны, как у тюркских народов Кавказа (в первую очередь, имею ввиду карачаевцев и балкарцев). В горной местности мне крайне редко доводилось его встречать.

В старые времена (может, до прихода советской власти) во многих землях Дагестана (видимо, в основном аварских) котёл (либо большой и глубокий поднос) был единственным приданным жениха. В день свадьбы (или когда он просто шёл свататься) он нёс на нём еду в семью невесты. Там всё съедали, а пустой котёл отдавали ему. Таким образом, он показывал, что способен кормить свою будущую семью. Конечно, это сугубо символический жест и вовсе не означало, что жених теперь всегда будет способен держаться на таком высоком уровне. Это скорее ритуал.

Традиционные старинные подносы в Гуниб

Традиционные старинные котлы/подносы в интересном музее райцентра Гуниб (известном своими привлекательными окрестностями).

Позвать на чай (а с автором в Дагестане вытворяли это многократно) это значит, что ещё и кушать предложат с вероятностью 99%, а если отказываться (ну типа не голоден), то скорее всего, затолкают в пакет и настойчиво попросят взять с собой. Вообще, тут очень редко говорят/спрашивают «Положить тебе с собой в дорогу?», а обычно используется выражение примерно такое «Тебе поставить покушать?». То есть, это буквально как поставка еды от людей другому человеку.

блинный вариант чуду.

Снова кадр с круглыми экспонатами. На сей раз, «блинный» вариант блюда чуду. Кушаем его в компании друзей хозяина дома, пригласившего путника к себе.

Если ты уже пришел в гости, а хозяин предложил оставаться на ночь, то уход к другому человеку в этом же селе будет восприниматься как очень обидный для хозяина поступок. Даже надо как-то возместить, то ли барана отдать, то ли ещё как-то загладить свою вину (иначе будет висеть госдолг — гостевой долг). Так мне разъясняли в двух случаях (когда к хозяину приходил его друг/сосед, и тоже звал к нему домой).

Мини-ложка горькой субстанции в медовой бочке Дагестана

Безусловно, дагестанцы в основном весьма гостеприимны и часто зовут и на чай/покушать, и вообще ночевать, тут я особо даже не буду ничего рассусоливать. Однако, следует сказать, что не все дагестанцы бывают дружелюбны (или точнее, не всегда они такие). Ну тут можно вспомнить пословицу «Нет плохих народов, а есть плохие его представители».

Например, многие представители (или грубо говоря, половина) каждого народа в этом многонациональном Дагестане любят нахваливать себя и частенько попутно чуток занижать достоинства соседей. Даже своё село больше нахваливают, нежели соседние с той же национальностью. Я поначалу этому немного удивлялся, а затем вспомнил, что это типичная картина вообще для всего человечества, когда каждый из нас старается больше показать свои положительные стороны и скрывать отрицательные. И дагестанцы тут не исключение. Все мы люди, и все не без изъяна.

В аварском ауле Шангода, средневековье

В аварском ауле Шангода, местами напоминающем средневековье… Ну и в наличии досье о самых интересных аулах Дагестана.

Религиозный аспект дагестанцев

Дагестан — это один из самых религиозных регионов России (наверное, сразу опосля Чечни и Ингушетии, ну и ни один из русских так называемых православных регионов не может похвастаться подобным уровнем религиозного верования).

 на стенах старинных домов в Дагестане христианские символы

Периодически на стенах старинных домов в Дагестане можно встретить христианские символы. Например, тут мы видим крест (причём, он очень схож с традиционным грузинским крестом), Эти факты подтверждают, что до прохода сюда ислама многие (может, примерно половина) местные жители исповедовали христианство.

На разных дорогах (как федеральных асфальтовых, так и сельских грунтовых) очень много плакатов с фразами из Корана или просто на тему ислама. В половине случаев это короткая фраза (например, Аллах акбар!). Особенно эффектно смотрится, когда плакат с подобной фразой стоит на фоне красивых пейзажей. Такая же история и в Чечне.

Напоминание об Аллахе по пути из Хивского района

Напоминание об Аллахе в красивом Монгольском ущелье по пути из Хивского района в Агульский.

Вообще же, самые приятные для меня оказались приверженцы суфийских традиций, старающиеся соблюдать шариат и не употребляющих ничего дымящего или алкогольного, и даже не старающихся меня вербовать в ряды тех, кому суждено попасть в рай в случае правильного выбора веры. Хотя, много и «этнических» мусульман, ну тут чемпионом является почти весь ЮжДаг (южная часть горного Дагестана и окрестности Дербента).

А пьют алкоголь и при этом молятся (что само по себе должно быть взаимоисключающим), как мне показалось (в том числе, со слов самих дагестанцев), преимущественно лакцы, даргинцы, табасаранцы и агульцы (два последних народа это как раз ЮжДаг, а два первых живут вплотную ко вторым).
Лезгины же (которые родственники агулов и табасаранцев) и пьют много, и молятся мало.

В общем, этот сюжет мне хоть и показался отчасти похожим на арабский вариант верования, но значительно не дотягивает до того уровня. Например, в Египте мне очень много встречалось людей, которые периодически выпивают алкоголь или курят траву (по крайней мере, они об этом говорили), но при этом, я видел, как они совершали молитву.

 рога над входной дверью в дом

Но даже в весьма религиозных районах частенько можно встретить рога над входной дверью в дом. Хотя, возможно, именно лишь рога (рисунок их, скульптура или натуральные рога) не так сильно порицаются в исламе, как изображения/статуи животных и людей.

Мероприятие Мавлид — это праздник по мусульманским обычаям в честь какого-то события. Свадьбу тоже можно назвать мавлид, если алкоголь на ней не употребляют. Да и танцев с музыкой на такой свадьбе не будет. Больше всего шансов застать мавлид в аварских горных районах, в остальных меньше (поскольку аварцы больше всего замечены в соблюдении шариата).

 при путешествии по Дагестануд попадаются религиозные таблички

В общем, при путешествии по Дагестану и некоторым другим северокавказским республикам часто попадаются такие напоминающие таблички.

Я сначала заметил, а потом мне это подтвердили разные люди, что если мужчина не знает женщину, встретившуюся ему в селе, то обычно не здоровается, а женщина, тем паче, первой не кричит приветствие (даже не говорит мусульманское «Ассалам алейкум!»). Хотя, исключения изредка бывают в каких-то ситуациях, и подозреваю, что их больше в том же ЮжДаге.
Объясняется это тем, что (по исламу) неродственные меж собой мужчина и женщина не должны общаться, дабы исключить вероятность (или свести её к ничтожному минимуму) каких-то мыслей об интиме.

В табасаранском посёлке местная женщина пошла за водой с кувшином

В табасаранско-лезгинском посёлке Хив местная женщина пошла за водой. Сзади на плече у неё старинного образца кувшин, а спереди (для баланса) пластиковая бутыль. Хотя, в старину вместо бутыли носили кувшин поменьше, да и сейчас в некоторых аулах тоже носят.

Прочие интересные факты о Дагестане и его жителях

Тут очень много известных борцов (в основном вольного стиля), добившихся высоких результатов на международном уровне (в том числе, Олимпиадах и чемпионатах мира). И пожалуй, больше половины из них это выходцы из небольших сёл. Думаю, что это можно объяснить тем, что там они с детства привыкают к физическим нагрузкам, помогая родителям по хозяйству (сенокос, и прочие работы, требующие напряжения мышц), ну и плюс более здоровая экология и натуральные продукты.

У меня сложилось такое впечатление, что примерно половина всех выдающихся борцов-вольников России являются выходцами из Дагестана. Поправьте меня, пожалуйста, если ошибаюсь в этом компоненте. Впрочем, и за другие ошибки поправляйте, и да воздастся вам!

 Сагада в Цунтинском районе.

Возможно, причина этого борцовского первенства отчасти кроется в том, что живя в таких горах и с детства помогая родителям по хозяйству (а работы, надо полагать, немерянно — и сено убрать/заготовить, и камни принести, и коров выгнать на пастбище с утра), дагестанские мальчики попутно тренируют свои мышцы… Снимок сделан в селе Сагада, самом интересном в Цунтинском районе.

Также очень популярны участия в смешанных единоборствах, или боях без правил. Некоторые дагестанцы серьёзно занимаются этим и мне встречались такие, которые возлагают надежды, что будут зарабатывать деньги на этом поприще, ибо уже достигли отличных результатов… Одним из наиболее известных людей Дагестана является Хабиб Нурмугамедов, бывший многократный чемпион в едва ли не самой престижной «смешанной» версии, а ныне являющийся основателем своей школы. Он также очень известен среди всех российских любителей единоборств.

А вообще, на бортах многих грузовиков Дагестане красуется портрет сего Хабиба. И его вешают не только аварцы (сам Хабиб аварец), но и представители других национальностей. Кстати, село Сильди (из коего родом отец Хабиба и чуть ли не сам Хабиб) оказалось достаточно интересным.

 дагестанцы ходят в горы

А вообще, дагестанцы любят и другие виды спорта или активной деятельности. Например, периодически ходят в горы. Может, не так массово, как русские люди, но порой случается. Сей кадр снят почти с вершины Пабаку (высота 3997) в Лакском районе. Это одна из наиболее посещаемых гор в Дагестане.

Водители автомобилей в городах на светофорах ведут себя адекватно, не ждут пешехода, пока он полностью пройдёт проезжую часть, а едут сразу, как только освободился коридор для этого. Я считаю это вполне адекватным. То есть, это в очередной раз показывает, что менталитет народов Дагестана ближе к азиатскому, нежели к европейскому или российскому.

 шествия по красивейшему каньону между Гергебиль и Аймаки

А вот по оной дороге (между Гергебиль и селом Аймаки) встретилось буквально 4 машины за 3-4 часа шествия по этому красивейшему каньону.

Много похожих названий у соседних сёл или стоящих друг от друга на расстоянии 15-30 км. Например, Гуниб-Цуриб (столицы соседних районов), Тлох-Ботлих, Салта-Силта (их разделяет буквально 1 км, а в Салта дислоцируется очень необычный водопад), Коронуб-Доронуб (разница буквально пара км), туннельные деревни Кума и Куба (7 км), и множество других вариантов. А в даргинских районах некоторые соседние деревни частенько имеют общее окончание «махи» или просто «и».

Каменный гриб в ауле Куба

Каменный гриб в ауле Куба. Но гораздо больше село примечательно своими туннелями. Это одна из наиболее интересных деревень в Дагестане. И примерно в 8 км расположен другой туннельный аул Кума.

Дорогой мёд по всему Дагестану — в 2022 году 3-литровая банка сей натуральной сладости стоила в среднем 6000-6500 рублей (что в три раза больше среднерыночной цены в моём Башкортостане). И пожалуй, та же история по всему северному Кавказу, хотя, он и дешевеет чуток при движении на запад (в сторону Чёрного моря), поскольку там больше зелени и цветов, а значит, и пчёлы больше работают, неся больше мёда (ну мне так это видится).

Памятники пирамидальной формы в честь погибших в ВОВ (именно в такой форме) стоят во многих горных селениях Дагестана. Возможно, эти пирамиды отчасти символизирует вершины гор.

Памятник погибшим воинам в горном стиле в Дагестане

Памятник погибшим воинам в ауле Гоор, известном своими древними башнями над высоким обрывом и языком Тролля.

Катки на крышах в дагестанских сёлах

Я таких катков Дагестане очень много видел — примерно 50 штук. Почти всегда это было в горных аулах, но подозреваю, что и близко к равнине (или на ней самой) такие экземпляры тоже были в ходу в старые времена (сейчас уже реже их используют). Эти цилиндрические катки порой просто валяются где-то в стороне от домов, но в половине случаев, всё-таки, покоятся прямо на крыше. Также иногда где-то подвешены, приспособлены для чего-то другого, как например, катки на следующем фото:

 дом в ауле Чох сложен из катков

Сей угол жилого дома в старинном ауле Чох сложен из «крышевых» катков.

В старину катками укатывали обычно крышу строений (возможно, изредка пол). Крыша состояла (а во многих домах и сараях она состоит до сих пор) из натуральных ингридиентов: основной компонент земля, ну и с некоторым добавлением мелких камней, и возможно, ещё чего-то.

Ни о каких рубероидах раньше речь почти никогда не шла. В горных деревнях Дагестана даже шифер крайне редко встречается (чем выше в горы, тем реже встречается). Эти горные сёла всегда были труднодоступными. И даже когда во второй половине 20 века сделали автодорогу (плохую грунтовую, но дорогу) почти до всех сёл, местные по старинке всё делали из подручного и подножного материала. И тем оно интересно!

Каток для утрамбовки земли на крыше в Агульском районе

Каток для утрамбовки земли на крыше. Внизу можно увидеть дорогу, а ещё вниз просматривается крутой обрыв. Это в интересном ауле Буршаг в Агульском районе.

Кутаны — равнинные филиалы горных аулов Дагестана

Кута́н (от кумыкского слова Къотан) — в изначальном смысле это была стоянка пастухов на зимнем пастбище (то бишь, значительно ниже горных пастбищ, где скот пасётся летом). Однако, нынче это означает населённый пункт, административно относящийся к тому горному району, откуда на зимовку приходит скот и его хозяева. Кутаны имеют обширную территорию, на коей разбросаны хозяйства, коих в среднем бывает около 30-100. Они не всегда имеют своё название, но со временем его обычно обретают (всё-таки, жителей то в них примерно как в горных деревнях).

Чабаны перегоняют баранов с горного пастбища на равнину через Гамсутль

Чабаны перегоняют своих баранов с горного пастбища вниз на равнину. Сейчас путь пролегает через туристический призрак Гамсутль, часть развалин коего и видна в центре снимка.

Кутаны начали образовываться после установления Советской власти в Дагестане, где они и распространены в основном. Думаю, что примерно у каждого второго горного аула в Дагестане ныне есть свой кутан (так и хочется его назвать закуток). Некоторые жители кутанов, родившиеся и выросшие в горных аулах, годами их не посещают, поскольку всю зиму проводят в кутане, а летом пасут их в горах, ну а путь в горы далеко не всегда лежит вблизи родного села.

Также имеется выпуск про самые красивые дороги Дагестана.

Ссылки на прочие дагестанские материалы дислоцируются в северокавказском отделении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *