От этого достаточно длинного поезда отделён и самостоятельно пущен вагон под названием Пастушеское рабство на «точке» в Калмыкии.
А ещё есть отдельный выпуск про пастушеских собак и про хищников, нападающих на овец или коров/
- СОДЕРЖАНИЕ:
- Как мне, путешествующему без палатки, пришлось знакомиться с горными пастухами.
- Можно ли подходить к кошаре в сумерках и темноте.
- Пастухи разных регионов и народностей:
- Рейтинг пастухов Кавказа.
- Пастухи на Балканах.
- Пастухи в Турции.
- Сколько зарабатывают пастухи.
- Чисто ли в хижинах-кошарах пастухов?
- Электричество у пастухов.
- Где и как найти пастушеские стоянки и кошары в горах?
- Концентрация пастушеских стоянок.
Сразу хочу разъяснить термин «кошара» (он в этой статье будет часто встречаться). Кошара — это стоянка пастухов, куда входит хижина/домик пастуха и загон для скота, где животные проводят ночь. Загон почти всегда стоит вплотную к хижине, изредка в 100 метрах от неё.
И ещё (вдруг кто не знает), слово «чабан» означает «пастух» (на турецком это будет «çoban» =Чобан, и именно эта тюрко-язычная версия обозначения популярна в странах и республиках бывшего СССР), а чабановать = заниматься пастушеством.
Отсутствие палатки вынудило знакомиться с горными пастухами
До 2022 года я никогда в путешествиях не имел с собой палатку, и даже в походах по горам палатки не было. Возможно, она появится когда-либо. Но ежели я без палатки, то это не значит, что я часто спал под тентом в горах. У меня и тента то не было никогда. Только лёгкий плащ от дождя. В горах я спал у пастухов, в заброшенных пастушечьих хижинах и в высокогорных сёлах.
Либо делал радиальные вылазки из этих горных сёл на окрестные хребты, а потом возвращался, либо совсем покидал место ночлега (и со всеми своими вещами) и уходил за хребет в новые горы, и там спускался к новым пастухам и сёлам. Но тут всегда надо было просчитывать, успею ли до темноты дойти до следующих людей. Кстати, вот специальный материал по поводу рисков и опасностей в горах.
Несколько раз не успевал дойти (а в темноте искать тропу очень сложно), и ночевал в своём спальнике на траве, нарвав её побольше и сделав подушку под спальник (а то бывало так, что и коврика у меня не было). Но в горах прохладно спать без палатки, а в случае дождя ещё хуже. Но в преддверии дождя я почти никогда не иду, поскольку регулярно смотрю прогнозы погоды и всем путешественникам рекомендую это делать (дабы быть в курсе потенциального развития событий).
Ну и общение с пастухами мне многое дало (надеюсь, и им тоже), они мне много чего нарассказывали, и даже кое-что советовали во время моих горных похождений (особенно самых первых, когда я не был очень опытным и самому составить маршрут было не так легко, как сейчас).
Можно ли подходить к кошаре в темноте
Много раз мне приходилось в сумерках подходить к пастушеской стоянке, когда на меня лаяли собаки, а подходить надо, ибо уже скоро стемнеет, а необходимо найти место для ночлега. Когда они лают, хозяин быстрее услышит, и выйдет. Причём, лучше уж пусть собаки заранее лают, за 200 метров до моего приближения, чем обнаружат меня уже на самом дворе. А они могут пропустить моё приближение (ибо, в кошарах может быть шумно из-за овец, коров и других звуков).
И было несколько раз такое, когда я оказывался уже очень близко к кошаре, но её охрана о моём вторжении ещё не знала, и вот когда собаки узнавали об этом, то тогда они очень резко начинали атаковать, намного резче и яростнее, чем если бы увидели меня за 200 метров.
В такой ситуации я обычно и сам немного пугался от такого внезапного обнаружения, собаки в этот момент очень злые. По сему, лучше метров за 200-300 до хижины пастухов крикнуть, тем самым, сделав как бы звонок собакам (и соответственно пастуху) о своём приближении. Если уж он не услышит пришельца, то собаки своим лаем просигнализируют.
Пастухи разных регионов и народностей
В разных регионах планеты имеются различия в традициях пастухов и методах выпаса скота. И даже в соседних странах могут пасти по-разному. Бараны и овцы тоже везде бывают разные. Например, если на Кавказе в основном мелкие овцы, то в Калмыкии (где летом очень жарко, и нет гор, чтобы угнать туда свой скот) бараны в основном крупные, как мне показалось.
Рейтинг пастухов Кавказа
На Кавказе христианские народности в целом не очень любят чабанство-пастушество. А вот мусульманские наоборот — намного чаще этим занимаются (но тут есть очень яркое исключение, о котором чуток расскажу в конце сего параграфа).
Например, в горах Верхней Сванетии (это самый красивый регион в Грузии) и в горах Северной Осетии (а осетины в основном христиане) крайне мало пастухов, уходящих в горы на лето (да и то я знаю лишь о тех, кто пасёт не баранов, а коров, что намного проще). Хотя, во многих домах есть несколько овец, коров, и днём они пасутся где-то поблизости, а на ночь их загоняют домой.
В других регионах Грузии пастушество получше распространено. Особенно хорошо вокруг озера Табацкури (оно на высоте почти 200 метров, это в регионе Самцхе-Джавахетия), причём пастухи там только азербайджанцы (тоже граждане Грузии, только приходят на свои пастбища очень издалека — ещё дальше Тбилиси близ границы с Азербайджаном, тратя на это около 9 дней (ведь овец очень много, а на грузовиках столько не увезти).
Ну а ещё один прикол с этими азербайджанскими чабанами состоит в том, что они в этой Самцхе-Джавахетии пасут овец в тотальном окружении армянских сёл, поскольку эта горная территория на 95% населена армянами. Напомню вам, что между Арменией и Азербайджаном имеется очень жёсткий 30-летний конфликт по поводу территории Нагорного Карабаха, который Азербайджан потерял в результате войны. Однако, в Грузии (и в том числе, в горных местах Джавахетии) между армянами и азербайджанцами почти не было и нет стычек.
Армяне же (в том числе, и в самой Армении) вообще не очень любят пастушество (видимо, считают это грязной для них работой). В Армении больше половины всех пастухов — это курды-езиды (совсем другой народ с другой религией), составляющий всего лишь около 2% населения Армении. И в моём рейтинге самых пастушеских народов Кавказа армяне занимают самую последнюю позицию наряду со сванами (жители Сванетии в Грузии), осетинами-христианами и чеченцами. Причём, в обычных сельских хозяйствах овцы и бараны есть, но преимущественно в очень малых количествах.
Хммм, казалось бы, чеченцы живут очень близко к Дагестану (где очень развито горно-пастушеское дело), но они давно не взлюбили оную деятельность. Видимо, как и армяне, чеченцы не считают это достойной работой. Однако, ниже в соответствующем параграфе я ещё коснусь темы пастушеского заработка.
Пастухи на Балканах
Там примерно такая же ситуация, как и на Кавказе. Христиане на Балканах пасут овец намного меньше по сравнению с мусульманскими народами (и для этого правила не так важно, что они лишь номинальные мусульмане, а не строгие). По крайней мере, могу сказать это про горную балканскую местность, про равнину не могу утверждать.
Например, в преимущественно христианской Черногории больше всего пастухов мне встречалось среди мусульман-боснийцев.
Пастухи в Турции
Слово «чабан» на языках всех кавказских народов произносится примерно также, а вот по-турецки «чобан»… Турецкие пастухи достаточно солидные по пастушеским меркам (всё-таки, мусульмане), при наличии гор и зелёной травы там всегда пасутся тысячи овец. Пастухи часто имеют в горах домики, в которые приходят на лето. А поскольку Турция — это страна достаточно развитая, то сейчас уже в 95% случаев имеется грунтовая дорога (но только для джипов) до самого этого пастушеского дома.
Поскольку в Турции в окружении курдского населения горы выше, то среди курдов выше процент людей, занимающихся пастушеским делом. К тому же, регион проживания курдов в целом явно беднее основной Турции.
Сколько зарабатывают пастухи
Возможно, для кого-то это будет удивительно, но заработок у пастухов (думаю, почти везде на этой планете) весьма хороший, относительно среднего заработка в данной стране или регионе. И например, на Кавказе он примерно равен зарплате квалифицированного рабочего на стройке (это если пастух пасёт достаточно много овец, а если не много, то зарплата меньше). А если пастух ещё и сам же хозяин этих овец (а не нанятый для этого дела), то он имеет ещё больший достаток.
Просто зачастую хозяин большого числа овец нанимает пастуха или несколько, чтобы те пасли этот скот, привозит пастухов на место, попозже увозит вниз на отдых, взамен привозит сменную бригаду пастухов (им тоже надо отдыхать, мыться, стираться).
Но у и пастухов бывают вычеты за ошибки и промахи. Например, за пропажу барана на Кавказе полагается штраф 2-3 тысячи рублей (хозяин вычтет потом из зарплаты). Правда, если задрал волк, то без штрафа, но некоторые хозяева спросят доказательство, например, надо показать голову барана (типа он не продан проезжающим мимо туристам).
Кстати, я как-то состряпал эссе про своё отношение к деньгам.
Иногда бывают «семейные подряды». Это когда только члены одной семьи занимаются своими овцами. И обычно это передаётся по наследству. В горных сёлах скотоводство часто является главнейшим заработком для местных жителей. Просто в горах в связи с холодной погодой животные набирают жир, шерсть их гуще, да и молоко жирнее (будь то коров, коз или овец). А заниматься земледелием и выращиванием фруктов-овощей в горах нет особого резона. И чем выше пастухи загоняют животных, тем жирнее мясо и молоко.
Мужик (на предыдущем кадре) держит сразу двух овец, а две женщины их доят (вторая женщина сидит в зеленоватой куртке за мужиком). Сзади стоит ещё один мужик и подгоняет овечек ближе к «доильному станку». Так быстрее идёт процесс… И только у езидов на этом горном пастбище я видел, что доят овец не утром/вечером (как у других «нормальных» пастухов), а днём с 13.00 до 16.00 (как говорят езиды, лучшее молоко доится именно в это время)… А в остальное время их пасут на лугах — с 8.30-13.00 и с 16.00 до заката солнца (летом на Кавказе это в среднем 19-20.00). Фото сделано в провинции Вайоц Дзор в южной Армении.
Чисто ли в хижинах-кошарах пастухов?
У пастухов в их кошарах (так на Кавказе и в Средней Азии называются их хижины) не всегда очень чисто, но и далеко не отстой. Учитывая высоту и обычное отсутствие женщин, убираться там нет особо времени, надо и еду приготовить, и за животными смотреть (хотя часто бывает, они летом в горах живут семьями). В хижине обычно ходят в той же обуви, что и снаружи.
Но на кровать залезают уже без обуви. Иногда спят в белых простынях. В 99% случаев спят на кроватях или топчанах деревянных. Естественно, одеяла, подушки есть всегда. И обычно ещё белые простыни и наволочки.
Конечно, если группой к пастуху в его кошару придти, то вряд ли у них на всех пришельцев место найдётся (там в среднем 1-2 свободных места, а иногда и нет свободных мест). Однако, могут разрешить поставить палатку рядом с ними, но тут есть одна потенциальная проблема, поскольку собаки могут всю ночь лаять и не давать спать.
Электричество в пастушеских кошарах
Эта современная благодать иногда есть в пастушеских кошарах, иногда нет. Но даже если и имеется, то оно в 98% случаев не с государственных проводов тянется (ибо слишком далеко), а от своих же солнечных батарей, или от генераторов, работающих на солярке.
Обычно генератор работает только вечером уже в темноте, в это время наиболее целесообразно включать, поскольку сразу же производимое электричество подаётся на лампочки или другие электроприборы. Ну и порой запасается в аккумуляторах, от которых мне часто удавалось подзарядить свои аккумуляторы фотоаппарата или смартфона (когда он у меня заменил фотоаппарат).
Несколько раз у чабанов я видел и мини-ГЭС, которые брали энергию от протекающей рядом маленькой речки, и по проводам подавали в чабанский домик. Один из таких редчайших случаев показан на следующем кадре:
Но тут чем беднее страна, тем реже электричество, хотя зависит ещё от удалённости от сёл и от дорог. Наибольшая электрификация кошар мне встречалась в Турции, пожалуй. Второе место — российский Кавказ.
Где и как найти пастушеские стоянки и кошары в горах?
На Кавказе некоторые кошары дислоцируются ниже 2300-2400 метров (граница окончания леса на Кавказе), некоторые выше (это зависит от разных факторов). Но это речь про летние кошары, зимой они все (овцы и собаки с пастухами) спускаются на зимовку в нижнюю кошару.
Пастушеские домики бывают и из камня, и из брусьев деревянных, и попроще из досок. Ну и палаточные стоянки у пастухов ещё бывают, но это не маленькие лёгкие палатки, а брезентовые (а иногда ещё и полиэтиленом обтянуты, дабы дождь не промочил внутренности палатки). Но даже в палаточных случаях пастухи обычно стоят на том же месте, что и в другие годы, ибо почти вся территория поделена у пастухов на зоны влияния, точнее, на зоны выпаса стада (травы на всех может не хватить). И изредка ещё в пещерах пастухи обитают (если таковые в этой горной местности имеются), а их скот ночует также близ этой пещеры. Вот на следующем снимке показана одна из таких пастушеских пещер в Армении:
Временных пастушеских стоянок (чтобы, например, каждый месяц съезжать на новое место) очень мало, на Кавказе такого почти нет. Это больше свойственно бедуинам в арабских странах (например, вот про бедуинов в заповеднике Вади Рам, в коем я три недели исследовал красивейшие марсианские пейзажи), поскольку в арабском и бедуинском мире травы крайне мало (и зачастую она колючая), и козам явно не хватает для пропитания. Вот бедуины и перескакивают с места на место. Ну а баранов у бедуинов, как я заметил, вообще почти не бывает, поскольку им травы надо ещё больше, нежели козам.
В абсолютном большинстве случаев в наше технологичное время до кошары на Кавказе, Турции и Таджикистане можно доехать на хорошем джипе/УАЗике или самосвале (иногда и асфальт бывает по этой дороге, если она вообще ведёт в какие-то поселения). И везут пастухи себе всё что угодно: материалы для постройки, кровати, большие пропановые баллоны, кучу еды, овощей, арбузы и т.д…
Концентрация пастушеских стоянок
Например, если рассматривать территорию Кавказа, где проживает мусульманское население (горы Балкарии, Карачаево-Черкессии, Дагестана), то идя на высоте около 2000-2400 метров вдоль долины меж хребтов, пастушеские хижины можно встретить иногда через каждые 2-3 км, а иногда и через 10-15 км. Это зависит от ситуации, высоты, углов склонов окружающих хребтов и гор, их скалистости и насколько много там лесов.
Овец трудно пасти в лесной зоне, им надо травянистую местность, и в этом случае и травы намного больше, и ходить удобнее по просторам, и пастуху намного удобнее следить за овцами, нежели в лесной зоне.
***
Это был выпуск из раздела «Общее по регионам и похождениям».
Также он состоит в когорте «Советы для новичков-путешественников».