Начнём с банального (хотя, не все русские знают про это): название Дагестан состоит из двух частей: Даг (в переводе с тюркских языков означает Гора) и Стан (означает территорию, и некоторые страны и регионы/провинции — в основном мусульманские — сейчас имеют в своем названии этот Стан).
И путешествуя по горному Дагестану, чётко понимаешь, что имя своё эта территория получила очень даже заслуженно. Точнее, изначально Дагестаном назвали именно горную часть: ту, где живут горцы, но сейчас территория республики поделена практически пополам. Северная половина (она сразу к северу от трассы М-29 Махачкала-Хасавюрт-Грозный) является полностью равнинной и степной, и лишь с низкими холмиками (и населена она очень мало, так сложилось исторически из-за полупустынного климата и малого количества питьевой воды).
А вот южная половина реально является Дагестаном, тут практически нет равнины, окромя нескольких мест, где относительно ровная поверхность составляет около нескольких кв км (и это, наверно, в основном около побережья Каспийского моря). Да и то, эти редкие равнинные поверхности находятся под небольшим уклоном (это же Кавказ!).
И кстати, по случайному (а может, и нет) совпадению имя автора текста также начинается на этот самый Стан. Да, в этом мире много странностей.
Благодаря такой горности в этой южной дагестанской половине достаточно много красивых дорог.
- СОДЕРЖАНИЕ:
- «Горная классификация» народов Дагестана.
- Влияние горной высоты на различия диалектов, зарплат, пенсий.
- Зависимость высоты горного села и его интересности, гостеприимства жителей.
«Горная классификация» народов Дагестана
Это я сам придумал сделать такую классификацию и ввёл такой термин, после долгого путешествия почти по всему горному Дагестану… Конечно, внутри почти каждой дагестанской народности есть различия. И у аварцев этих различий больше всего, поскольку официально их более 850 тысяч человек, это самая большая народность в трёх-миллионом Дагестане (правда, к ним почему-то причислили всех андийцев и дидойцев, а это порядка 200 тысяч). Порой даже соседние горные деревни имеют очень разные языковые диалекты. Но тут я именно про горные различия расскажу.
В Дагестане все народности можно разделить на следующие «окологорные» группы:
Высокогорные народы (расселившиеся на высотах от 1000-1300 до 2300 метров): это цахурцы, рутульцы, лакцы, агульцы, арчинцы, ахвахцы (и их соседи каратинцы, анчикцы и т.д.), дидойцы, андийцы (среди них как минимум несколько мелких народностей), бежтинцы, и разные аварцы, хотя последние давненько расселились и в низких горах. Средняя высота традиционных селений этих народностей более 1500, а некоторые аулы достигают 2300 метров высоты. Но лишь аварцы много живут и в высоких горах, и в очень низких. Но аварцев очень много, и возможно, поэтому они так рассредоточились.
Рутульцев же сюда с натяжкой отнёс, средняя высота их поселений около 1500.
Среднегорные народности (обитающие в основном на высотах от 500 до 1500) — это ботлихцы, даргинцы, табасаранцы, и конечно, знаменитые лезгины (это наверно, один из самых известных народов Дагестана, например, за счёт танцев «лезгинка»). Хотя, несколько лезгинских сёл дислоцируются на высоте около 2000 метров (а Куруш забрался аж на 2500, установив, наверно, вечный рекорд Европы и Российской федерации), но всё-таки, аулы лезгинов расположены в среднем на высоте 500-1000 метров, и лишь один лезгинский райцентр (мульти-термальный Ахты) едва-едва дотянул до 1000 метров.
Правда, есть несколько народностей, родственных лезгинам (и по языку, и по культуре) и живущих с ними хоть и по соседству, но повыше (это рутульцы, цахуры, агульцы). А вот другие их родственники — табасаранцы — проживают в целом на средних высотах.
Народы низкогорного Дагестана (держащиеся высот от уровня моря до 1000 метров максимум): горские евреи (но почти все они уже повыехали из Дагестана и России), кумыки (обитают от уровня моря и степи до высот порядка 500 метров) и с натяжкой азербайджанцы (они скорее равнинные тут в Дагестане, ибо в абсолютном большинстве они живут в Дербенте либо около него).
А вот в Махачкале и других прибрежных городах сейчас живут не только те народы, что жили в той местности уже издавна (в основном кумыки), но и традиционно горные. Большинство жителей дагестанской столицы это нынче как раз аварцы, потомки горцев.
Наверно, больше половины населения Махачкалы не живут компактно с представителями своей народности. Может быть, лишь 1/3 или даже 1/4 так или иначе проживают в местности, где большинство населения относятся к той же национальности. Но тут я могу ошибаться.
Кстати, почти в любой сельской (а тем паче, горной) дагестанской местности фраза «Поехать в город» означает «Поехать в Махачкалу». Другие города тут подразумеваются крайне редко. И даже если на пути от села в Махачкалу будет городок типа Буйнакска, всё равно, в Махачкалу.
Многие жители высокогорных сёл давно (особенно в 90-х годах) стали уезжать в более лёгкие для жизни местности, и наверно, переехать в Махачкалу это всегда был самый популярный вариант. Но конечно, есть такие сёла, где процент уезжающих не очень большой. Но это в основном не в высоких горах, где действительно всегда меньше комфортных условий и инфраструктуры.
Вариантов работы в высокогорной горной деревне не очень много. Как правило, это либо работа учителем или другим работником в школе (а школы в большинстве деревень есть, если только это село совсем не крохотное из 4-5 хозяйств), а также медсестрой в медпункте или сотрудник сельского клуба, ну и конечно, традиционное скотоводство (заготовка сыра и масла, и выпас овец и коров).
Ну и чем выше село, тем больше шансов, что там занимаются животноводством и меньше сельским хозяйством. В низких горах достаточно тепло и на высотах около 1000 метров во всю растут абрикосы и другие фрукты-овощи, даже виноград на такой высоте обычно растёт хорошо, порой забирается и на 1500 метров.
Влияние горной высоты на различия диалектов, зарплат, пенсий
Как я уже сказал выше, в Дагестане очень много языков и диалектов. Некоторые народности имеют обособленные языки, почти ничем не схожие с любым другим языком Дагестана, либо мало схожие. Но при этом, носителей оных уникальных языков не считают другой народностью. Например, арчибцы/арчинцы явно заслуживают присвоения им статуса отдельного народа, но власти никогда не желали им это давать.
Но арчибские сёла, кстати, я думаю, и есть самые высокогорные не только в Дагестане, но и на всём Кавказе, их средняя высота это 2000-2100!
Чем выше в горы, тем больше шансов, что в двух соседних сёлах будут разные диалекты одного языка (а порой даже разные языки!)… Иногда в 2-3 часах (а бывает, и в часе) пешего хода от села-соседа дислоцируется аул, где говорят совсем на другом языке либо диалекте. А потом ещё через пару часов пешкодрапания стоит село с ещё другим диалектом/языком. Это разноязычие особенно проявлено на северо-западе Рутульского района.
Высокие горные хребты являются естественной границей меж народами и сельскими образованиями, по сему, такая вот языковая картина.
В аулах выше 1800-2000 метров самый высший коэффициент надбавки к официальной зарплате — кажется, 30% (это приравнивается к жителям крайнего севера). То есть, влияет прописка получателя зарплаты, а не его фактическое проживание (человек может проживать в Махачкале, и иметь надбавку к зарплате в 30% из-за своей прописке на высоте в районе 2000).. От 1500 до 1800 высоты это даёт всего лишь 10% прибавки к зарплате, хотя ещё лет 5 назад цифры были чуток другие, по словам местных жителей.
Ниже 1500, наверно, вообще нема надбавок. Пенсии тоже зависят от прописки (но видимо, не нынешней, а того времени, когда человек работал).
Бывший глава одного высокогорного сельсовета мне признался, что он не раз прописывал каких-то людей (по их просьбе) в более высоких аулах своего микрорайона, дабы пенсию потом начислили побольше. В том числе, и военнослужащих, проходящих службу совсем не в Дагестане, но в случае прописки выше 1500-1800 метров пенсию начисляют с надбавкой. Вот такая нехитрая комбинация, и все участники (окромя государства) довольны.
В общем, в большинстве Дагестанских горных сёл народу прописано намного больше, нежели живёт на самом деле. И дело не только в повышенной пенсии, как я понимаю. Просто многие люди из сёл стараются уехать в места с более высокими зарплатами и повышенным комфортом жизни, но при этом теряют в натуральности (в селе то больше половины продуктов это свои, без химии и нитратов).
Зависимость высоты горного села и его интересности, гостеприимства жителей
Чем выше в горы, тем гостеприимнее местные жители, как правило (хотя, исключения бывают). Объясняется это просто — в более высоких горах народу всё меньше и меньше проживает (ибо жить трудно, и выращивать мало что можно из-за плохого климата), и появление чужеземца обычно вызывает у многих местных людей интерес.
Многие горные села расположились на крутых склонах гор, порой 45-55 градусов. Уклон в 60 почти не бывает, но это может быть в случае, если сразу под (или за) крайними домами уклон становится резче.
В таких «крутых» 45-градусных случаях дорога не доходит до всех домов (а зачастую лишь до нескольких центральных или ближайших). Оставляется машина где-то в центре либо даже на подъезде к селу, и далее по узким улочкам только пешком, порой проходя через туннельно-арочные конструкции, сделавшие в моих глазах очень интересными некоторые сёла.
В горных селах даже на крутых склонах большинство домов достаточно хорошо и чуть ли не по-современному смотрятся, ибо снаружи чем-то обшиты (профнастил, например). Хотя, при этом они теряют свою аутентичность и интересность в моих глазах (и думаю, других путешественников тоже). У примерно половины жилых домов внутри есть душ с горячей водой и туалет.
Как правило, чем на более высокой позиции расположилось село, тем больше шансов, что оно будет весьма интересным с архитектурной точки зрения. Особенно меня впечатляют туннели, через которые проходят улицы в этих горных аулах. Причём, улицы почти всегда в таких туннельных случаях пешеходные.
И вот как раз я составил рейтинг наиболее интересных аулов Дагестанского края.
А вообще, в горных райцентрах Дагестана старинная архитектура почти не впечатляет, поскольку её там и нет почти (интереснее поселения обычно выше райцентров). Из райцентров архитектура больше всего мне понравилось в посёлках Ботлих и Тпиг (столице Агула), где имеется забавный старинный квартал… А вот по природным характеристикам интереснее всего в райцентре Хунзах (там 3 водопада и эффектный каньон, фото которых в следующем кадре) и в ближайших окрестностях Гуниба (в наличии мощные виды на соседние горы, а ещё остатки крепости, её двух ворот, и интересный музей).
Домики для отдыха и прочих «шашлыков». Около некоторых высокогорных дагестанских сёл (а может, и в более равнинных) имеются домики для отдыха. Ну типа «сходить на шашлыки». Зачастую там и диван со стульями есть (старенькие, но добротные и удобные), и вода проведена (порой прямо с краном, но как минимум шланг есть, всё-таки, расположение на горном склоне подразумевает наличие воды поблизости), и изредка даже электричество (если недалеко от села).
В принципе, такие отдыхательные места я даже рассматривал в качестве запасного аэродрома для ночёвки, но народ в Дагестане (а тем паче, в горах) никак не даёт остаться путнику одному. Строятся такие пикниковые домики всем селом на свои же средства.
Интернет (а точнее, установка для вай фай) имеется практически в каждом крохотном селе даже на высотах выше 200 метров, и уж если не в каждом доме, то в каждом втором (среди жилых) как минимум. В некоторых очень маленьких аулах вай-фая пока не в домах, но уже в наличии в администрации села или медпункте.
В следующей горнодагестанской серии речь пойдёт о пограничной зоне (и получении пропуска в неё), шансов встретить диких животных и об адатах (это традиционные законы горцев, да и равнинников Кавказа тоже).
Все прочие дагестанские труды можно обнаружить в обще-северо-кавказском читальном зале.